UC Rusal просит о смягчении условий по кредитам

UC Rusal просит банки разрешить ей не платить проценты по кредитам в следующем году. Если цены на алюминий продолжат падать, у компании на это может не оказаться средств
D.Beliakov/ BLOOMBERG

Представители UC Rusal, Сбербанка и ВТБ от комментариев отказались. Их коллеги из Газпромбанка, The Royal Bank of Scotland, ING, Nordea и Unicredit на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Не успела UC Rusal в октябре завершить рефинансирование гигантского долга в $11,4 млрд, как снова просит банки об изменении ковенантов, рассказали «Ведомостям» сотрудники четырех банков – кредиторов алюминиевого холдинга. UC Rusal просит предоставить ей на следующий год каникулы по выплате процентов, а также изменить привязку ставки к соотношению долг/EBITDA таким образом, чтобы при росте последней ставка увеличивалась меньшими темпами, рассказывают два собеседника «Ведомостей». «Компания обсуждает более гибкий подход к расчету ковенантов, включая введение периода, когда они не тестируются, но никакой речи о проблемах с обслуживанием долга не идет – компания обслуживает долг и выплачивает проценты», – уверяет источник, близкий к акционерам UC Rusal.

Долг UC Rusal на 30 сентября составлял $11,47 млрд. Он состоит из нескольких частей: кредита Сбербанка на $4,58 млрд под LIBOR + 4,5%, по которому заложен блокпакет «Норникеля», пятилетнего – Газпромбанка на сумму до $655 млрд (компания начала выбирать средства только в октябре), а также синдицированного предэкспортного кредита на $4,75 млрд. Последний разделен на два транша. $3,75 млрд компания получила на пять лет, ставка привязана к соотношению долг/EBITDA, когда оно находится между 3 и 3,5, ставка равняется трехмесячному LIBOR + 2,36%. Когда соотношение превышает 4, маржа увеличивается до 2,85%. Тело этого транша компания должна начать выплачивать с конца 15-го месяца (начало 2013 г.), проценты уплачиваются ежеквартально. Второй транш на $1 млрд предоставлен на семь лет под фиксированную ставку трехмесячный LIBOR + 3,85%, тело кредита выплачивается с конца 63-го месяца (начало 2017 г.) после получения.

В следующем году UC Rusal нужно выплатить кредиторам примерно $980 млн, посчитал аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Фильченков. Но компания уже сейчас в непростой ситуации. Цена на алюминий с годового максимума, достигнутого 3 мая, рухнула уже на 28% до $1974/т, почти до уровня себестоимости производства алюминия. Этот показатель у UC Rusal в этом году вырос примерно до $2000/т, указывает эксперт.

Если цены останутся на нынешнем уровне, свободный денежный поток UC Rusal может составить в 2012 г. около $1 млрд, подсчитал Фильченков. Правда, по консенсус-прогнозу аналитиков, опрошенных недавно Bloomberg, алюминий будет стоить $2123–2600/т. Так будет только в том случае, если не усугубится долговой кризис в Европе, категоричен Фильченков. Возможность не платить около $980 млн будет весьма кстати, указывает он.

Ведь есть риск, что и «Норникель» откажется от выплаты дивидендов за 2011 г., после того как потратил $9 млрд на обратные выкупы акций. В этом году UC Rusal получила от него около $330 млн. Пока «Норникель» держится в рамках дивидендной политики, говорит близкий к компании источник.

Каникулы по выплате процентов UC Rusal никто предоставлять не будет, максимум возможна корректировка ставки, уверяют два сотрудника банков-кредиторов.

Долг – основная проблема UC Rusal. Во время кризиса 2008 г. компания едва не пошла ко дну: договориться о реструктуризации $16 млрд удалось лишь в конце 2009 г., а затем провести IPO, чтобы вернуть кредиторам $2,2 млрд. Из-за жестких ковенантов акционеры UC Rusal не видели дивидендов с середины 2008 г.

При этом немногим более чем за год UC Rusal отклонила четыре предложения о продаже доли в «Норникеле». В октябре прошлого года за $9 млрд пакет предлагал выкупить Владимир Потанин, затем трижды – сам «Норникель»: за $12 млрд, $12,8 млрд и 15% за $8,75 млрд. Sual Partners и «Онэксим» были за сделку, но основной владелец UC Rusal Олег Дерипаска продавать пакет не хочет. Для него это стратегическая инвестиция, подчеркивал он не раз. Источник, близкий к миноритариям UC Rusal, с такой позицией не согласен: пакет нужно продать, расплатиться с долгом и заниматься развитием собственной компании, а не улучшением корпоративных практик в «Норникеле», где UC Rusal все равно ни на что повлиять не может. Вчера на LSE блокпакет «Норникеля» стоил $7,3 млрд.