Статья опубликована в № 3003 от 15.12.2011 под заголовком: Зерновая «Сумма»

Появился первый претендент на ОЗК

На Объединенную зерновую компанию (ОЗК), которую государство может приватизировать в следующем году, объявился первый претендент – группа «Сумма» Зиявудина Магомедова
М.Стулов

Об интересе «Суммы» к ОЗК «Ведомостям» рассказал гендиректор госкомпании Сергей Левин (интервью с ним см. на стр. 06). В следующем году компания разместит среди инвесторов допэмиссию до 50% минус 1 акция от увеличенного уставного капитала. «Они [«Сумма»] выразили заинтересованность участвовать в допэмиссии и письменно довели свою позицию до правительства», – сказал Левин. Он добавил, что видел письмо «Суммы» на эту тему в правительство. О подобных обращениях к чиновникам других возможных претендентов на ОЗК Левину ничего не известно.

Группа «Сумма» заинтересована в приобретении госпакета ОЗК и сообщала об этом «в различные госструктуры», подтвердил «Ведомостям» через представителя первый вице-президент группы Александр Винокуров.

Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего приватизацию, сообщил, что такого письма не видел. С представителем первого вице-премьера Виктора Зубкова, курирующего АПК, вчера связаться не удалось.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики и участники рынка затруднились оценить ОЗК – компания не публикует консолидированной отчетности. Не стали этого делать и Винокуров с Левиным.

ОЗК создана в 2009 г. на базе ФГУП «Федеральное агентство по регулированию продрынка» – основной функцией этого предприятия было проведение государственных товарных и закупочных интервенций на зерновом рынке. ФГУП был преобразован в одноименное ОАО, которое затем было переименовано в ОЗК. Государство передало компании доли в 30 зерновых предприятиях, в том числе контрольный пакет Новороссийского комбината хлебопродуктов (НКХП). Это один из двух крупнейших экспортных зерновых терминалов в России.

До конца 2013 г. ОЗК остается государственным агентом по управлению интервенционным фондом (в нем сейчас 6,5 млн т зерновых, все они в залоге у Россельхозбанка). Кроме того, ОЗК – один из крупнейших экспортеров зерна, компания планирует построить четыре зерновых терминала и сеть элеваторов.

7 ноября президент Дмитрий Медведев подписал указ об увеличении уставного капитала ОЗК. В течение шести месяцев – т. е. не позднее 7 мая 2012 г. – должна быть проведена допэмиссия, в результате которой доля государства должна будет составить не менее 50% плюс 1 акция.

Окончательный ее размер, по словам Левина, определит государство – она может быть и меньше оговоренной в указе. Оценщика и инвестконсультанта планируется выбрать до конца года, говорит он, тогда и будут определены и возможная цена пакета, и условия его размещения.

Но допэмиссией дело может не ограничиться. ОЗК включена в план приватизации на 2012 г. Государство готово расстаться со всеми 100%, оставив себе только «золотую акцию». Будет ли «Сумма» претендовать и на оставшийся у государства пакет, Винокуров не уточнил: «Пока рано говорить о конкретных шагах, поскольку еще не известны условия продажи ОЗК, за исключением сроков».

«Группа «Сумма» видит большой потенциал роста зернового рынка», – объясняет интерес «Суммы» к ОЗК Винокуров. Он ссылается на прогнозы, согласно которым к 2020 г. Россия увеличит в 1,5–2 раза экспорт зерна – до 35–40 млн т в год. Это составит 25–30% от всего мирового внешнеторгового оборота. Но для этого необходимо обновить инфраструктуру – ликвидировать дефицит экспортных мощностей и снизить потери зерна при хранении и транспортировке, говорит Винокуров.

До недавнего времени единственным, что связывало «Сумму» с зерновым рынком, был Новороссийский зерновой терминал, входящий в группу «Новороссийский морской торговый порт». В ней «Сумма» вместе с «Транснефтью» контролирует 50,1% акций. А в августе связанные с «Суммой» структуры стали партнерами ОЗК в НКХП, собрав почти 28% акций терминала.

В ноябре входящая в «Сумму» компания «Дальпорт» подписала с ОЗК соглашение о строительстве первого на Дальнем Востоке полноценного зернового терминала – в порту Находка-Восточный. Планируется, что он позволит переваливать до 5 млн т зерновых грузов в год и обойдется примерно в 5 млрд руб. без учета инфраструктуры. В каких долях партнеры будут инвестировать в строительство, а затем и владеть терминалом, пока не решено.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать