Судьба "Южного потока" зависит от Украины

«Газпром» впервые признал, что судьба мегапроекта «Южный поток» стоимостью почти $30 млрд зависит от переговоров с Украиной. Если условия Киева устроят Москву, труба может остаться на бумаге
Ю.Тывончук/ PhotoXpress

Украинская ГТС

вторая по мощности в Европе после российской. пропускная способность «на выходе» – 178,5 млрд куб. м в год. Объемы транспортировки за 11 месяцев 2011 г. – 142 млрд куб. м, транзит в Европу – 95 млрд (данные минэнергоугля Украины). От общего экспорта «Газпрома» в дальнее зарубежье это около 66%.

Реализация «Южного потока» зависит от переговоров с Украиной, проект «всегда был привязан» к этой стране, признал вчера в беседе с «Интерфаксом» предправления «Газпрома» Алексей Миллер. «Южный поток» задумывался как альтернатива украинской трубе, через которую идет 2/3 экспорта концерна в дальнее зарубежье. Но сейчас Киев и Москва снова обсуждают создание СП на базе украинской газотранспортной системы (ГТС). Очередной раунд переговоров – 15 января. В случае их успеха для «Южного потока» возможны три варианта: меньшая мощность, перенос срока строительства или вообще отмена проекта, отмечает источник, близкий к «Газпрому». То же говорит и чиновник российского правительства.

Представитель «Газпрома», который две недели назад уверял, что «Южный поток» «будет идти по графику вне зависимости от переговоров со странами-транзитерами», вчера от комментариев отказался.

По прежнему плану «Газпрома» «Южный поток» должен был заработать в конце 2015 г. Оценка морского участка – около 10 млрд евро, сухопутных трасс по Европе – порядка 5,5 млрд евро. Подготовка российской системы под этот проект – реконструкция и расширение – потребует 291 млрд руб. только в 2013–2014 гг. (оценки из прогнозного бюджета «Газпрома»). Итого – почти $30 млрд.

Этот проект не нужен, если Украина отдаст долю в своей ГТС, убеждали «Газпром» эксперты. Правда, эта тема обсуждается больше 10 лет. В 2003 г. даже учреждалось ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», в котором «Газпром» получил 50%. Пока шли переговоры по этому СП, концерн приостанавливал реализацию «Северного потока» (в обход Украины по дну Балтийского моря). Но консорциум так и не заработал, и «Северный поток» был запущен в ноябре.

С вводом обходных газопроводов ценность украинской системы теряется, признал на днях президент страны Виктор Янукович: «Нам утерли нос». Украине, по словам президента, не стыдно возвращаться к вопросу о создании газотранспортного консорциума: «Вместо шума, который был о том, что это наше богатство, мы получим металлолом. Я не хочу, чтобы наша ГТС была на обочине, отброшена и никому не была нужна».

Совершенно очевидно, что Янукович готов на сделку с трубой, вопрос в цене, говорит гендиректор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов. Однако никто так и не сказал, получит ли «Газпром» право собственности на трубу, указывает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: пока все говорят только про консорциум, который займется управлением системы.

Вопрос о продаже украинской ГТС не обсуждается и не будет обсуждаться, заявил на днях председатель Верховной рады Украины Владимир Литвин. А экс-премьер Юлия Тимошенко отправила письмо Януковичу, где отмечает: «Не додумайтесь отдать газотранспортную систему [России]. Это наш последний стратегический ресурс». По предложению украинской стороны газотранспортный консорциум должен заниматься транспортировкой газа, видимо, у него будут необходимые для этого активы, отмечает представитель украинского правительства, но детали не раскрывает.

По его словам, консорциум предлагается трехсторонний: Украина – Россия – ЕС. Москва пока против, говорят российские чиновники. «Газпром» не хочет приглашать туда даже партнеров по черноморскому участку «Южного потока» – Eni, Wintershall и EdF, отмечает источник, близкий к концерну. Что об этом думают сами партнеры, вчера выяснить не удалось: представитель EdF от комментариев отказался, остальные на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Если «Газпром» все же договорится с Украиной, то выиграет даже с учетом многочисленных рисков, считает Корчемкин: нет гарантий, что Украина не передумает через пару лет, соседи ждут скидки на газ, потери «Газпрома» на которой могут составить $4–5 млрд только в 2012 г., не известно, сколько будет стоить доля в газотранспортном СП (белорусский «Белтрансгаз» обошелся «Газпрому» в $5 млрд даже при ценовых преференциях еще примерно на $6 млрд за три года), перечисляет он. Плюс остается технический риск – украинской системе нужна модернизация (см. врез). «Однако существующая труба всегда лучше той, что еще не построена», – резюмирует Корчемкин. Вчерашнее заявление Миллера – это тоже шаг навстречу сделке с Украиной, добавляет Симонов.