«Роснефть» опять лишилась британского партнера


О сотрудничестве на шельфе Сахалина ВР и «Роснефть» договорились еще в 1998 г. Их СП «Элвари нефтегаз» (у «Роснефти» – 51%, остальное у BP) с 2004 г. проводило геологоразведку на трех блоках сахалинского шельфа: Западно-Шмидтовском (проект «Сахалин-4»), Восточно-Шмидтовском и Кайганско-Васюканском (оба участка – проект «Сахалин-5»). Но сотрудничество не задалось: первые две скважины, пробуренные на Западно-Шмидтовском блоке, оказались сухими, и в 2009 г. партнеры отказались от дальнейшей реализации «Сахалина-4». А в прошлом году ВР и «Роснефть» досрочно вернули Роснедрам лицензию и на Восточно-Шмидтовский участок (она действовала до 2013 г.), также сочтя его разработку бесперспективной.

ВР больше не интересен «Сахалин-5» и компания выходит из проекта, рассказал вчера президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов. «Решение уже принято, остались технические вещи», – сказал он. Представитель ВР это подтверждает, но детали выхода из проекта не комментирует.

Последний совместный проект компаний – Кайганско-Васюканский блок – обещал быть успешным: еще в 2007 г. там было открыто одноименное месторождение с балансовыми запасами в 56 млн т нефти и около 30 млрд куб. м газа. ВР посчитала эти ресурсы недостаточно масштабными для коммерческой разработки, объясняет источник, близкий к британскому холдингу. У «Роснефти» другое мнение: газ Кайганско-Васюканского месторождения госхолдинг планирует использовать для своих проектов на Дальнем Востоке, в том числе в рамках Восточного нефтехимического комплекса, сказал Худайнатов. Искать нового партнера для «Сахалина-5» «Роснефть» не будет: госхолдинг продолжит работу над проектом самостоятельно, добавил топ-менеджер.

Финансирование геологоразведки по всем трем сахалинским блокам брала на себя ВР. Если «Роснефть» остается в проекте, не исключено, что ей придется компенсировать британскому холдингу эти затраты, считает аналитик «Номос банка» Денис Борисов. Представитель «Роснефти» это не комментирует. Источник, близкий к ВР, говорит, что на все три проекта компания потратила примерно $1 млрд. Это около $2 за баррель запасов, подсчитал Борисов: «Слишком дорого, учитывая низкую степень разведанности блока».

Сахалинские месторождения плохо изучены и часто не оправдывают возлагаемых на них надежд, предупреждает Борисов и отмечает, что сюрпризы преподносит и перспективный каспийский шельф. Например, в 2005 г. сухую скважину в азербайджанском секторе Каспия пробурил «Лукойл» (месторождение Ялама), потеряв $50 млн. Такой же результат принесло «Лукойлу» и «Казмунайгазу» бурение на месторождении Тюб-Караган в казахстанском секторе Каспия (затраты – более $20 млн). «Роснефть» с «Казмунайгазом» в 2006 г. пробурили сухую скважину на Курмангазы в казахстанском секторе (затраты компании не раскрывали).