Регионы столкнулись с дефицитом топлива

Попытки ручного управления рынком нефтепродуктов не только породили топливный кризис в стране, но и поставили под удар независимую «розницу»

Россия – крупнейший в мире производитель нефти – в этом году столкнулась с дефицитом топлива на внутреннем рынке. Первым в апреле тревогу забил Алтайский край, а к концу месяца об острой нехватке топлива заявили уже 10 регионов. Сообщения информагентств напоминали сводки с фронта: на АЗС многочасовые очереди, половина заправок закрыта, а на тех, что продолжают работать, в продаже только Аи-92, но топливо отпускается с ограничениями – по 10–20 л в один бак, ведь запасов осталось всего на несколько дней...

Одна из причин разразившегося коллапса – рост потребления внутри страны, считает президент «Лукойла» Вагит Алекперов: за год к декабрю оно выросло на 30%. «Мы не были готовы к тому, что такое количество машин в такие сроки приобретут наши граждане», – признает нефтяник.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша весенний кризис объясняет ручным управлением со стороны властей: с 1 января правительство повысило акцизы на топливо (на 4,8 руб. в пересчете на литр), из-за чего стоимость поползла вверх, а уже в феврале чиновники потребовали от нефтяников переписать ценники на заправках. Компании подчинились: буквально за неделю, с 14 по 20 февраля, потребительские цены на бензин снизились на 3%, на дизтопливо – на 3,6%. В среднем по России бензин подешевел с 24,23 до 23,5 руб. за литр, свидетельствуют данные Росстата.

Эффект бумеранга не заставил себя долго ждать: в поисках прибылей нефтяники развернули потоки топлива за рубеж. Никто не любит торговать себе в убыток, объяснял директор Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко: «Соответственно, когда ценам в России было сказано «стоп, раз-два» или даже «кругом», как это произошло в феврале, а цены мирового рынка продолжали расти, доходность торговли бензином на российском рынке стала уменьшаться. И примерно к апрелю стала отрицательной, после чего люди правдами и неправдами стали искать способы бензин на российский рынок не поставлять». Рост экспорта заметили и чиновники: показатель вырос на 67%, признавал замглавы Минэнерго Сергей Кудряшов. «Бензин уходит за рубеж, так как экспортные поставки выгоднее внутренних на 2000–3000 руб. за 1 т в зависимости от региона», – пояснял он.

Ситуацию усугубил запрет на реализацию внутри страны топлива класса «Евро-2» (регламент вступил в силу с 1 января 2011 г.), добавляет директор по развитию «Кортеса» Павел Строков. Нефтяники предупреждали, что не все производители успеют наладить выпуск бензина высокого класса в требуемых объемах, но правительство не прислушалось, отмечает он. Зато весной властям пришлось срочно решать проблему в ручном режиме: уже с 1 мая экспортная пошлина на бензин была повышена на 44% до $408,3 за тонну (90% от ставки пошлины на нефть). Алекперов считает принятые меры логичными: «Первая реакция при дефиците у любого чиновника – закрыть рынок. Другой реакции не может быть. Я считаю, другого выхода не было». Но только закрытие рынка проблему не решило, и в сентябре чиновникам все же пришлось править техрегламент и вновь разрешать оборот бензинов и дизтоплива стандарта «Евро-2» до конца 2012 г. «Баланс спроса и предложения топлива в стране восстановлен», – отрапортовало в октябре Минэнерго.

Но осталась еще одна проблема. По сути, по поручению власти крупные нефтяные компании весь год держали цены на АЗС, при этом оптовая стоимость топлива росла. Это сделало фактически нерентабельным бизнес АЗС (в первом полугодии «Башнефть» и «Лукойл», к примеру, получили убытки от сбытового сегмента). И если вертикально-интегрированные компании могли покрыть эти убытки за счет других бизнесов, независимые торговцы стали закрывать заправки. «Сегодня у нас предложений по покупке АЗС огромное количество. И если раньше чаще выгоднее было построить станции, чем купить, то сегодня предложение огромно. Потому что розничные цены, т. е. маржа конечного продавца, крайне низки», – рассказывает Алекперов.

Топливная лихорадка уходящего года может оказаться не последней для российского рынка, считают эксперты. Уже через месяц рост цен на бензин может возобновиться, предупреждает Аркуша, ведь с 1 января топливный акциз повышается на 1,5 руб. в пересчете на литр.