«Владавиа» грозит потеря более половины самолетов

Лизинговые компании грозят отобрать у одной из «дочек» «Аэрофлота» – «Владавиа» больше половины самолетов, что приведет к остановке полетов. Но «Аэрофлот», похоже, этот сценарий не пугает. Ведь ему достанется маршрутная сеть компании, но не придется гасить ее долги
С.Портер

Американская лизинговая компания ILFC потребовала от «Владавиа» прекратить эксплуатацию трех самолетов Airbus-320 и двух Airbus-330. Соответствующую ноту (копия есть у «Ведомостей») она направила гендиректору авиакомпании Дмитрию Тищуку, а также в «Аэрофлот» 29 декабря. В ноте говорится, что «Владавиа» задолжала по лизинговым платежам $5 млн. 21 декабря ILFC потребовала перечислить деньги до 26 декабря. Однако ни погашения долга, ни какой-либо иной реакции от «Владавиа» или «Аэрофлота» не последовало, говорится в ноте ILFC. Поэтому она решила требовать свои самолеты обратно.

«Владивосток Авиа»

Авиакомпания. Основной владелец – «Аэрофлот» – 51%. Отчетность по РСБУ (III квартал 2011 г.): выручка – 8,7 млрд руб., Убыток – 834,7 млн руб. перевезла 1,36 млн пассажиров (на 7% меньше, чем в 2010 г.).

Судя по табло аэропорта «Владивосток», пять самолетов все же эксплуатируются. Получить комментарии Тищука «Ведомостям» вчера не удалось. Представитель «Аэрофлота» комментировать взаимоотношения с ILFC не стал. Он лишь подчеркнул, что в случае сбоя у компании достаточно резервов перевезти пассажиров «Владавиа».

Представитель ILFC сообщил вчера «Ведомостям», что в начале января Тищук ответил на ноту просьбой о реструктуризации долга. До конца месяца компания намерена провести переговоры с перевозчиком и в случае нарушения новых договоренностей оставляет за собой право судиться.

В парке «Владавиа» 18 лайнеров. Но за шесть Ту-204 компания тоже накопила долги по лизинговым платежам. Их собственник – «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) уже выиграла два из шести исков о погашении долгов. Арбитражный суд Москвы 19 декабря постановил взыскать с «Владавиа» $4,2 млн. Всего ИФК намерена получить $11,5 млн.

Ее представитель не исключает, что компания тоже потребует вернуть самолеты, «если задолженность не будет урегулирована».

Еще три Як-40 будут запрещены к эксплуатации в июне этого года, так как не оснащены системой, предупреждающей опасное сближение с землей. Таким образом, «Владавиа» рискует остаться лишь с четырьмя самолетами. Но с июня регулярные перевозки могут выполнять только компании, имеющие не менее восьми судов, напоминает представитель Росавиации.

Источник в «Аэрофлоте» говорит, что в продлении контрактов с ILFC его компания не очень заинтересована, так как ставки по ним выше рыночных. Всего же долги «Владавиа» составляют около 2 млрд руб., отмечает он. Да и сама компания убыточна (837 млн руб. за январь – сентябрь 2011 г. при выручке 8,7 млрд руб.).

Руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак указывает, что у «Аэрофлота»нет никакой внутренней мотивации спасать «Владавиа». Проще выполнять ее рейсы силами самого «Аэрофлота» (за 11 месяцев компания перевезла 1,36 млн человек, 12-е место в России). Тем более что маршрутная сеть – один из главных активов любой авиакомпании, резюмирует эксперт.