«Транснефть» завершает эпоху грандиозных строек нефтепроводов

«Транснефть» завершает эпоху грандиозных строек. Как стало известно «Ведомостям», до 2020 г. компания не планирует существенно увеличивать мощность системы по прокачке нефти. Зато 125 млрд руб. будет потрачено на строительство нефтепродуктопроводов, а прокачка по ним вырастет почти в 2 раза
Г.Сысоев/ ИТАР-ТАСС

Новые масштабные проекты больше не нужны: добыча нефти к 2020 г. вырастет только на 4% до 527 млн т, а в системе «Транснефти» уже сегодня наметился профицит мощностей, говорится в проекте стратегии. Тем не менее в ближайшие восемь лет на строительство нефтепроводов компания потратит 392,8 млрд руб. Более трети этих денег – 149 млрд руб. монополия направит на завершение строительства трубы Заполярье – Пурпе мощностью 45 млн т нефти в год. К концу 2017 г. нефтепровод соединит месторождения ЯНАО и севера Красноярского края с системой «Транснефти». Еще в конце прошлого года проект оценивался в 112 млрд руб. Представитель «Транснефти» рост сметы не комментирует. Аналитик БКС Андрей Полищук предполагает, что это частично может быть связано с ростом стоимости материалов: за год только трубы подорожали на 12%. Но все равно новая оценка завышена, считает аналитик: проект Пурпе – Самотлор обошелся «Транснефти» почти в 3 раза дешевле – по 100 млн руб./км против 300 млн руб./км у Заполярье – Пурпе.

Вчера совет директоров «Транснефти» утвердил стратегию развития компании до 2020 г., рассказал представитель монополии. В документе нет ни слова о повышении инвестиционной привлекательности компании, равно как и прогнозов по размеру выручки, чистой прибыли и долга (копия проекта, представленного на утверждение в совет, есть у «Ведомостей»). Зато в нем подробно описаны проекты, которые намерена реализовать компания, и их предполагаемая стоимость.

В прошлом году «Транснефть» закончила крупнейшие стройки последних лет: ВСТО-2 и БТС-2. С учетом построенного в 2006–2009 гг. ВСТО-1 и строящейся ветки Пурпе – Самотлор затраты только на крупнейшие проекты за последние восемь лет превысили 800 млрд руб.

Оставшееся «Транснефть» собирается потратить на подключение к магистральной сети Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений в Красноярском крае (14 млн т в год, 80 млрд руб.), а также расширение действующих нефтепроводов: Баку – Тихорецк на 2,2 млн т к 2016 г. (7,9 млрд руб.), Уса – Ярославль на 4 млн т в год к 2018 г. (8,1 млрд руб.) и Пурпе – Самотлор на 20 млн т к 2020 г. (7,2 млрд руб.). Еще 140,6 млрд руб. пойдет на увеличение мощности трубы до нефтеперерабатывающих заводов: Хабаровского («Альянс», 6 млн т после 2018 г.), Туапсинского (12 млн т), Комсомольского (7 млн т) и Приморского (5 млн т, все три принадлежат «Роснефти»).

Несмотря на новые стройки, «Транснефть» не планирует значительного роста тарифов. В этом году индексации не будет вовсе. А затем тарифы будут расти в пределах инфляции – на 5% ежегодно, следует из проекта стратегии.

Теперь приоритет «Транснефти» – развитие сети нефтепродуктопроводов. По оценкам монополии, к 2020 г. по ней будет прокачиваться до 54,5 млн т топлива против 30,8 млн т в 2010 г., следует из проекта стратегии (есть у «Ведомостей»).

На эти цели «Транснефть» планирует направить 125,2 млрд руб.

«Главная задача, которую ставило перед «Транснефтью» государство, – связать нефтепроводами два океана – выполнена. Основной скелет построен, – поясняет стратегию «Транснефти» близкий к ней источник. – Пора переходить к новому этапу». Предпосылки к этому есть: правительство пытается стимулировать рост глубины переработки нефти на отечественных НПЗ и увеличение общего объема производства топлива.

Больше половины этих средств – 85,5 млрд руб. – пойдет на реализацию экспортного проекта «Юг» (мощность – 8,7 млн т в год): от Сызранского НПЗ «Роснефти» до Новороссийского порта через заводы «Лукойла» и ТНК-ВР в Волгограде и Саратове. Остальные деньги «Транснефть» планирует потратить на расширение проекта «Север» (Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» – порт Приморск) и строительство новой трубы взамен старой от Кстова до Москвы (20,6 млрд и 18,8 млрд руб. соответственно). Все три проекта завершатся к концу 2017 г., следует из проекта стратегии.

Но все будет зависеть от нефтяников, отмечает источник, близкий к «Транснефти»: монополия сможет просчитать окончательную экономику проектов, только если компании гарантируют объемы прокачки и согласятся транспортировать нефтепродукты на условиях «качай или плати». «Нефтяные компании могут пойти на уступки, ведь все заинтересованы в проекте: сейчас топливо идет на экспорт по железной дороге, а это дорого», – говорит сотрудник одного из нефтехолдингов.

Представитель «Транснефти» комментировать детали стратегии отказался. «Цифры не окончательные. Проект документа претерпел изменения», – сказал он, но раскрывать данные не стал.