Как повысить качество нефти Urals

Чиновники снова вспомнили о проблеме качества нефти в системе «Транснефти». Ее решение может принести бюджету дополнительные $4 млрд в год
Ю.Белинский/ ИТАР-ТАСС

Проблему качества нефти в системе «Транснефти» нефтяники и чиновники обсуждают уже более 10 лет. Повод для беспокойства есть: ежегодно содержание серы в транспортируемом по системе топливе в среднем растет на 0,01%, пишет в своей стратегии «Транснефть» (проект документа, представленного на утверждение совета директоров, есть у «Ведомостей»). На отдельных участках за последние три года этот показатель достиг 1,7%. Причина – общая тенденция старения месторождений. Ситуация усугубляется тем, что почти весь объем легкой нефти из Западной и Восточной Сибири поступает в ВСТО, а высокосернистое топливо из Башкирии и Татарстана направляется в остальную систему.

Получаемая в результате смесь Urals из-за высокого содержания серы торгуется на экспортных рынках дешевле эталонного сорта Brent. Сейчас из-за напряженности вокруг Ирана и слабого восстановления мировой экономики спрос на Urals высокий, поэтому смесь торгуется с небольшим дисконтом – около $1,7 за баррель, говорит аналитик БКС Андрей Полищук. Но до кризиса разрыв между ценой Brent и стоимостью Urals был существеннее: например, в 2006 г. – порядка $4,6 с каждого барреля. Сокращение дисконта до нуля могло бы приносить дополнительные $5 млрд экспортной выручки ежегодно, подсчитал аналитик, из которых $4 млрд составят доходы госбюджета (из-за роста цен Urals вырастут и НДПИ, и экспортная пошлина).

А вот «Роснефть» замыкать на своих заводах переработку тяжелой нефти не хочет. «Объемы на самарской группе расти не будут», – уверяет представитель госхолдинга. Его коллега из «Татнефти» на запрос «Ведомостей» не ответил.

Решить проблему можно, изменив действующую схему грузопотоков, считают чиновники. В конце прошлого года вице-премьер Игорь Сечин поручил Минэнерго проработать этот вопрос вместе с «Транснефтью».

Один из вариантов – замкнуть транспортировку высокосернистого топлива на регионах его добычи, следует из письма замминистра энергетики Сергея Кудряшова Сечину (от 24 января, есть у «Ведомостей»). Сейчас только 16% тяжелой нефти поступает на переработку на ближайшие НПЗ, остальной объем вливается в транзитную трубу, ухудшая качество топлива в ней, пишет Кудряшов. Если увеличить переработку на «Танеко», а также на самарских и уфимских НПЗ до 21,8 млн т в год, это снизит содержание серы в грузопотоках на Центральный регион с 1,75 до 1,45%. Правда, переработка тяжелой нефти обходится компаниям дороже, требует модернизации мощностей и существенных инвестиций, а значит, быстро реализовать этот проект не получится, отмечается в письме.

«Башнефть» и так поставляет на свои НПЗ почти 70% добываемой нефти (10 млн из 15 млн т в 2011 г.), говорит представитель компании, отмечая, что большая часть объемов поставляется на заводы, минуя магистральные нефтепроводы. На внешние рынки идут мизерные объемы – порядка 3,2–3,3 млн т. О полном отказе от экспорта речи не идет, но и наращивать его компания не собирается: объем переработки у «Башнефти» превышает уровень добычи, поэтому все дополнительные объемы холдинг будет направлять на НПЗ.

Улучшить качество топлива в трубе «Транснефти» можно и закачивая туда дополнительные объемы легкой нефти, пишет Кудряшов. Чтобы добиться аналогичного снижения содержания серы (на 0,3% в грузопотоках на Центральный регион), потребуются дополнительные 15 млн т низкосернистой нефти, подсчитали в Минэнерго. Их можно взять из транзитных объемов, идущих из Казахстана и Азербайджана, или закачивать в трубу газовый конденсат, который сейчас транспортируется по железной дороге (около 9 млн т в год).

Какой из вариантов решения проблемы считается предпочтительным, не ясно: представители Минэнерго и «Транснефти» комментировать это отказались. «Изменение действующей системы грузопотоков может вызвать раздражение у нефтяников, ведь им придется перестраивать свои логистические схемы», – опасается сотрудник одной из крупных нефтяных компаний. Все будет зависеть от экономических условий, которые выставит «Транснефть», отмечают источники из двух других нефтяных холдингов. «Транспортировка газоконденсата по трубе будет обходиться дешевле, но ресурс потеряет в цене (сейчас он на 15–20% дороже Urals). Если удастся договориться о балансе, нефтяники согласятся снять газоконденсат с железной дороги», – говорит один из собеседников «Ведомостей». Ради улучшения качества нефти холдинги пойдут на уступки, ведь это позволит увеличить доходы от экспорта топлива, уверен другой.