Каспийский трубопроводный консорциум ищет деньги на Тенгиз – Новороссийск

Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) не хватает денег на расширение трубы: компания хочет занять у банков $1,5–2 млрд
И.Петров/ PhotoXpress

О том, что КТК готовится привлечь кредит на $1,5–2 млрд, «Ведомостям» рассказал источник, близкий к компании, и подтвердил один из организаторов сделки. Еще в прошлом году консорциум нанял двух консультантов для подготовки займа: юридическую компанию Sullivan & Cromwell и «ВТБ капитал», рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Представитель «ВТБ капитала» это подтверждает, с его коллегой из Sullivan & Cromwell связаться не удалось. КТК действительно «прорабатывает варианты и формы возможного привлечения заимствований», говорит представитель компании, но деталей не раскрывает.

КТК

Оператор нефтепровода Тенгиз – Новороссийск (1580 км). Акционеры: Россия – 31% (в управлении «Транснефти» – 24%, у «КТК компании» – 7%), Казахстан – 20,75% (у «Казмунайгаза» – 19%, у Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%), Chevron – 15%, Lukarco – 12,5%.

Изначально консорциум рассчитывал, что деньги на проект даст ВТБ, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Но ВТБ вряд ли на это пойдет, так что в сделке скорее всего будет участвовать пул банков, отмечает источник, знакомый с организацией сделки.

Деньги привлекаются на расширение нефтепровода Тенгиз – Новороссийск (с нынешних 30 млн до 67 млн т). Идея проекта родилась еще в 2001 г., сразу после запуска трубы, но договориться акционерам удалось только в конце 2010 г. (одному из них – ВР – пришлось покинуть проект). Финансировать строительство КТК предлагал за счет отсрочки по выплатам займов акционерам (их сумма – $4,6 млрд) и тарифной выручки ($1,12 млрд по итогам 2011 г.). Начать выплачивать долги акционерам консорциум планировал с 2015 г. – после расширения трубы, когда выручка компании вырастет до $2,3 млрд. А полностью погасить задолженность КТК хотел уже к 2018–2019 гг. и тогда же начать выплаты дивидендов.

Теперь эти сроки изменились: труба окупится не раньше 2024 г., признавал в прошлом году вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. Если собственных средств КТК на стройку не хватит, консорциум привлечет кредит – примерно на $1 млрд, добавлял он.

С тех пор проект подорожал на 22% до $5,6 млрд, следует из материалов КТК к прошлогоднему собранию акционеров. Из-за удорожания материалов и инфляции подрядчики попросили пересмотреть стоимость контрактов, поэтому собственных средств на строительство консорциуму не хватает, объясняет источник, близкий к КТК. Правда, дополнительный кредит может подпортить экономику проекта, опасается он: нефтяные компании до сих пор не гарантировали консорциуму объемы прокачки под проект расширения. Нефтяники готовы подписать контракты, но не в тех объемах, что просит КТК, говорят источники, близкие к двум участникам проекта. Некоторые акционеры сомневаются в экономической целесообразности расширения, отмечает один из них (см. врез).