У Новороссийского морского порта не должно быть контрольного акционера

Контрольный пакет акций крупнейшего порта страны – Новороссийского (НМТП) не должен оказаться в одних руках, решила министр экономразвития Эльвира Набиуллина и предложила ограничить участие в приватизации порта группы «Сумма» Зиявудина Магомедова
М.Стулов/ Ведомости

Давно продали

Приватизацию НМТП правительство начало в 1992 г. – 51% акций по закрытой подписке был распределен среди работников порта. В 1993 г. еще 9% было продано на ваучерных аукционах, затем 20% – на открытых торгах четырьмя лотами по 5% каждый. У государства осталось 20%.

НМТП

стивидорная компания. финансовые показатели (мсфо, III квартал 2011 г.): выручка – $782 млн, прибыль – $32,1 млн.

Набиуллина вслед за вице-премьером Игорем Сечиным отправила премьеру Владимиру Путину предложения о продаже госпакета НМТП. Копия ее письма от 7 февраля есть у «Ведомостей», содержание документа подтвердил чиновник министерства.

Как и Сечин, Набиуллина предлагает проработать возможность одновременной продажи 20%-ного госпакета и 5% акций НМТП, принадлежащих РЖД (см. врез): это «позволит значительно повысить интерес инвесторов к продаваемым акциям».

Правда, в отличие от вице-премьера, который посоветовал Путину продать 25% порта государственной «Роснефти», Набиуллина считает нужным предложить актив разным инвесторам. Для этого она просит премьера назначить агентом по продаже госдоли «дочку» Morgan Stanley, которая за 2% от суммы сделки проведет оценку доли и представит отчет о возможных покупателях, их предложениях по цене и условиям продажи. После этого правительство выберет способ приватизации пакета. Минэкономразвития против его продажи госкомпании, напоминает высокопоставленный чиновник ведомства. Та же позиция у Росимущества, отмечает его сотрудник.

Набиуллина в письме предлагает еще одно ограничение на участие в приватизации НМТП. Она отмечает риски «монополизации корпоративного контроля за деятельностью порта» и предлагает проработать схему их «минимизации».

Это значит, что на блокпакет НМТП не смогут претендовать ни «Транснефть», ни «Сумма», СП которых владеет 50,1% акций порта (эффективная доля каждого – 25%).

Минэкономразвития действительно против того, чтобы контроль над НМТП оказался у «Суммы», говорит чиновник министерства: крупнейший порт в России – стратегический актив и нежелательно, чтобы кто-то владел в нем контролем. СП «Суммы» и «Транснефти» также не должно покупать актив, так как в этом случае в руках одного инвестора окажется квалифицированное большинство голосов (75,1%) и он не станет прислушиваться к позиции миноритариев, добавляет другой чиновник министерства.

Дело не в конкретном активе и потенциальном покупателе, а в том, что в инфраструктурных компаниях, в том числе в портах, не должно быть совладельца, который сможет принимать решение без учета мнения других акционеров, – это позиция министерства, говорит сотрудник Минэкономразвития: «В некоторых портах мы уже допустили ситуацию, когда есть акционеры с квалифицированным большинством, но усугублять ее дальше нельзя».

Представитель Путина отказался комментировать «ход межведомственных согласований» формы и сроков приватизации НМТП (продажа 20% порта предусмотрена программой приватизации на 2011–2013 гг.). До решения еще далеко, добавил он. Очевидно, его будет принимать уже новый кабинет министров, уверен управляющий фондом «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский.

Представитель «Суммы» подтвердил интерес к госпакету НМТП, но обсуждать позицию Набиуллиной не стал. Представитель «Транснефти» также отказался от комментариев. Сотрудник компании заявил, что у «Транснефти» нет планов увеличивать долю в НМТП.

Закон о приватизации позволяет ограничить участие госкомпаний в торгах, говорит партнер «Нерр» Илья Рачков, а вот запретить «частнику» бороться за госдолю может только ФАС. При нынешнем наборе активов «Суммы» найти повод отказать ей в увеличении доли в НМТП будет непросто, признает сотрудник службы (представитель ФАС вчера вечером на звонки не отвечал).

Ограничить участие госкомпаний в приватизации – верное решение, тем более что у государства останется «золотая акция» в НМТП, отмечает гендиректор Infranews Алексей Безбородов, а вот препятствовать увеличению доли частного инвестора по крайней мере странно. «Почему раньше государство не беспокоило, что контроль над портом принадлежит частникам – Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько?» – спрашивает Дашевский.

Тем более что «Сумма», похоже, единственный реальный частный претендент на этот актив, считает Дашевский: вряд ли кто-то захочет покупать даже 25% акций порта при условии, что контроль уже принадлежит СП, а выгодно разместить акции на рынке не удастся, «предпосылок для роста акционерной стоимости порта нет». В пятницу порт стоил на LSE $1,82 млрд, в 2,7 раза дешевле, чем на IPO в 2007 г.

Аналитик Raiffeizenbank Константин Юминов полагает, что 25% НМТП могут быть интересны иностранным фондам, например арабскому Gulftainer, который осенью 2011 г. договорился о покупке блокпакета компании – девелопера порта Усть-Луга. Представитель фонда на запрос «Ведомостей» вчера не ответил.

А вот покупка доли профильным иностранным инвестором может быть лишь «политической услугой российскому правительству», считает Дашевский: иностранцев с миноритарными пакетами в российских компаниях становится все меньше – к примеру, Siemens продала блокпакет «Силовых машин», Conoco – 20% «Лукойла». В общем, перед будущим агентом по приватизации НМТП стоит непростая задача, резюмирует Дашевский. Представитель Morgan Stanley от комментариев отказался.

Проблема в том, что не определена цель приватизации, говорит российский инвестбанкир: если это разгосударствление, то не нужно ждать хорошего рынка, а продавать максимально быстро и обязательно в частные руки; если же цель – максимизация прибыли, то все иначе. «Сейчас никто не понимает, по какому варианту мы идем, поэтому предложений много, а результат нулевой», – резюмирует он.