Туристы заплатят за саморегулируемые организации для туроператоров

Минспорттуризм и депутаты подготовили поправки, которые обяжут туроператоров вступать в саморегулируемые организации и формировать компенсационные фонды
А.Махонин/ Ведомости

Править закон депутаты начали еще в мае, предложив запретить турагентствам продавать путевки от своего имени. В июле прошло первое чтение. Второе чтение планируется на 23 марта, до конца весенней сессии – третье. Запрет для турагентств в поправках останется, на этом настаивает Минспорттуризм, сообщила на закрытом заседании рабочей группы замминистра Надежда Назина.

Антимонопольная служба считает этот запрет противоречащим Гражданскому кодексу. Независимый агентский бизнес исчезнет и рынок лишится конкуренции, возмущается президент «Интуриста» Александр Арутюнов, к тому же это никак не решит проблему мошенников, которые соберут с клиентов деньги и исчезнут, а отвечать будет оператор.

Ко второму чтению появятся еще нововведения, итоговый вариант появится 16 марта, рассказал «Ведомостям» председатель комитета по экономической политике Игорь Руденский. Обязательным условием туристической деятельности с 2013 г. станет институт саморегулирования. Каждая СРО (минимум 25 компаний) должна сформировать компенсационный фонд – за счет дополнительного сбора с каждого туриста (50–100 руб.). Руденский ссылается на опыт Англии, где с каждого турпродукта взимается фиксированная сумма. Минспорттуризм предлагает брать 1% стоимости турпродукта.

Это позволит решать проблемы, подобные тем, что возникли с «Ланта-тур»: выплату возмещений туристам, если размер срочно требуемых денежных средств превысил сумму финансового обеспечения туроператора, говорит Руденский.

Российский союз туриндустрии провел анализ финансовой схемы вступления и деятельности в СРО. Членам СРО за работу на рынке дополнительно придется платить 400 000–550 000 руб. ежегодно. Это не только деньги в компенсационный фонд, но и административные расходы на содержание специализированных органов и аппарата СРО. Сохраняется и действующее финансовое обеспечение – страховым компаниям или банкам. Оборот среднестатистического туроператора составляет 5–8 млн руб. в год, для большинства из 2000 операторов выездного туризма экономически данная модель будет несостоятельна.

Для крупных туроператоров, имеющих финансовое обеспечение от 60 млн до 100 млн руб., затраты будут в десятки раз выше. И размер обеспечения крупных туроператоров будет увеличен. Для туроператоров с годовым оборотом 0,5–1 млрд руб. – со 100 млн до 200 млн, а для тех, чей оборот превышает 1 млрд руб., – 200 млн плюс 10% от средств более 1 млрд руб. «У оператора должны быть финансовые гарантии, поэтому мы поддерживаем повышение уровня страховки и введение понятия уставного капитала, вообще компании без понятных оборотов и бенефициаров не должны работать на российском рынке», – говорит Арутюнов. Но идея о СРО с компенсационным фондом абсурдна, считает он: успешным компаниям придется оплачивать провалы нерадивых коллег.