Чиновники хотят ограничить участие в приватизации НМТП его основных владельцев

Продажа госпакета Новороссийского порта (НМТП) не должна привести к монополизации актива, решил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Чиновники думают, как ограничить участие в приватизации основных совладельцев порта – группы «Сумма» и «Транснефти»
М.Стулов/ Ведомости

«Сумма», по сути, единственный частный претендент на госпакет НМТП, считает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Он не знает, как законно можно ограничить ее участие в торгах. Если государство опасается консолидации контроля над активом, то может продать госдолю частями или провести SPO, советует адвокат компании «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев. Есть и другой путь – передать госпакет порта в уставный капитал госкомпании, отмечает он. Вице-премьер Игорь Сечин уже просил Путина продать «Роснефти» госпакет НМТП (вместе с долей структур РЖД). Но Минэкономразвития высказалось против. В этом случае как раз возникает конфликт интересов, ведь «Роснефть» – крупный грузоотправитель и мог возникнуть риск ограничения допуска к порту других нефтяных компаний, отмечает Безбородов.

Новороссийский морской торговый порт

Крупнейшая в России стивидорная компания. капитализация – $1,72 млрд. Финансовые показатели (МСФО, III квартал 2011 г.): выручка – $782 млн, чистая прибыль – $32,1 млн. грузооборот (2011 г.) – 157 млн т.

Шувалов вернул на доработку Минэкономразвития проект распоряжения о продаже госпакета НМТП и назначении российской «дочки» Morgan Stanley агентом по организации приватизации, рассказали «Ведомостям» несколько сотрудников аппарата правительства. Ведомству поручено «разработать способы защиты от монополизации актива», знают они. Представитель аппарата Шувалова подтвердил эту информацию. Нужно сохранить равный доступ к услугам порта, добавил он.

Ни у одного из акционеров НМТП не должно оказаться квалифицированного большинства (75% плюс 1 акция), объясняют два федеральных чиновника имущественного блока. Сейчас 50,1% акций порта принадлежит СП «Транснефти» и группы «Сумма» Зиявудина Магомедова (эффективная доля каждого – 25%). У государства 20% НМТП, еще по 2,5% – у структур РЖД и Транскредитбанка. Минэкономразвития предлагало продать эти доли вместе: блокирующий пакет вызовет больший интерес инвесторов.

Поручение Шувалова означает, что ни группа «Сумма», ни «Транснефть», ни тем более их СП не смогут претендовать на госпакет, говорят два чиновника, участвующих в подготовке приватизации порта. Если СП выкупит 25% у государства и РЖД, то сразу получит квалифицированное большинство, рассуждает один из них, а если долю приобретет один из участников СП, то потом может выкупить пакет второго и сконцентрировать те же 75%. «Дело не в конкретном потенциальном покупателе, – подчеркивает сотрудник аппарата правительства, – а в том, что инфраструктурный объект не должен находиться в одних руках».

В феврале о риске «монополизации корпоративного контроля за деятельностью порта» заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Чиновники министерства тогда также говорили, что к торгам нельзя допустить «Сумму», «Транснефть» или их СП. Решения еще нет и оно будет вырабатываться с привлечением консультантов, обещает представитель Минэкономразвития.

Один из вариантов – вписать в агентский договор о продаже запрет на ведение переговоров с тем или иным претендентом, рассуждает федеральный чиновник. Это довольно странно, считает банкир, организовавший нескольких приватизационных сделок: если правительство хочет ограничить чье-то участие, ему придется делать это через условия, которым должен соответствовать покупатель. Представитель Morgan Stanley от комментариев отказался (банк не назначен агентом по продаже НМТП).

Представитель «Транснефти» заявил, что у компании нет планов участвовать в приватизации госпакета НМТП. А вот «Сумма» не раз заявляла об интересе к активу. Не существует никаких законных оснований для ограничения участия нынешних акционеров в приватизации госпакета НМТП, передал через представителя президент «Суммы» Александр Винокуров. «Возможный предлог – обеспечение равного доступа к инфраструктуре порта – абсолютно надуманный, – возмущен он. – Во-первых, мы не являемся грузоотправителем и по определению не можем иметь конфликта интересов с кем-либо из тех, кто этой инфраструктурой пользуется. Во-вторых, законодательство адекватно обеспечивает недискриминационный доступ к инфраструктуре». При этом у государства остается «золотая акция» НМТП, которая позволит влиять на любые решения вне зависимости от того, кому принадлежит контроль над портом, продолжает Винокуров. Его удивляет «избирательность подхода» властей: «В России есть порты, которые благополучно контролируются одним акционером, и почему-то не возникает дискуссий о том, что если собственник единственный, то он будет отдавать предпочтение одним грузоотправителям в ущерб другим».