Из всего люкса россияне выбирают алкоголь

Российский рынок предметов роскоши принципиально отличается от остальных, обнаружила McKinsey: почти половина продаж приходится на дорогой алкоголь, а украшений и часов продается очень мало
Smart Money

В 2011 г. российский рынок товаров класса люкс вырос по сравнению с 2010 г. на 17% до $5,3 млрд, рассказал «Ведомостям» Александр Сухаревский, партнер российского офиса McKinsey. По данным консалтинговой компании, изучившей отечественный рынок роскоши, в последние шесть лет среднегодовые темпы его роста составляли 13%. Это намного лучше общемирового показателя рынка роскоши (4% в год, до $212 млрд в 2011 г.).

Но структура потребления в России уникальна, указывает McKinsey в отчете: почти 45% рынка роскоши приходится на алкогольные напитки, еще 36% на одежду, а доля ювелирных изделий, часов, электронных устройств, изделий из хрусталя необычно мала – всего 3%. Например, в Индии на продажи этих предметов приходится 76%, в Китае – 51%, а в Бразилии – 17%, отмечают в McKinsey.

Выводы McKinsey кажутся правильными: в России действительно особые потребительские ценности, соглашается исполнительный директор алкогольного импортера Simple Анатолий Корнеев. Состоятельные россияне не могут полностью скопировать структуру потребления развитых стран: не хватает культуры (например, для инвестиций в предметы искусства) или условий (например, для приобретения яхт), рассуждает он.

Дело еще и в том, что цены на предметы роскоши в среднем на 15–30% выше европейских, поэтому многие дорогие покупки россияне предпочитают делать за рубежом, следует из отчета McKinsey. Траты россиян на люксовые товары за границей вдвое превосходят их расходы внутри страны, рассказывал «Ведомостям» Микеле Норса, гендиректор Salvatore Ferragamo. По данным компании Global Blue, возмещающей НДС за заграничные покупки, россияне – вторые в мире после китайцев по объему расходов в магазинах партнеров этой системы.

Именно туристы из развивающихся стран, в том числе из России, обеспечили небольшой рост европейского рынка в 2011 г., подчеркивает Сухаревский. Утверждение, что в России брендовые вещи стоят значительно дороже, не совсем верно, возражает вице-президент группы Mercury Алла Вербер: конечно, итальянские бренды дешевле в Италии, а французские во Франции, но следует еще учитывать расходы на шопинг в Европе. Российская наценка, не превышающая в среднем 20%, складывается из затрат на импорт и таможенных пошлин, подчеркивает Вербер. Цены на дорогие ювелирные изделия в Европе сопоставимы с российскими, в Азии же часто украшения дешевле в ущерб их качеству, говорит коммерческий директор компании «Адамас» Дмитрий Баранов.

В России очень низкий процент населения подпадает под традиционное определение потребителей предметов роскоши, указывает McKinsey. Доход свыше 60 000 евро в год имеет около 6% населения, поэтому чуть ли не треть расходов на предметы роскоши несут люди, не попадающие в ядро целевой аудитории. Такие потребители способны покупать дорогие вещи время от времени.