В России появился новый класс земледельцев
Увлечение органической едой и фермерскими продуктами пусть и не получило такого широкого распространения в России, как в Европе и Америке, но уже вылилось в несколько крупных проектов. В России фермерские овощи и мясо оказываются вдвое, а то и втрое дороже произведенных на промышленных предприятиях, но все же находят своего покупателяВпрочем, фермерское не всегда значит более дорогое. К примеру, московская сеть универсамов АБК уже несколько лет закупает сезонные овощи у фермеров из Владимирской области. У них овощи стоят дешевле, чем импортные, объясняет совладелец и председатель совета директоров АБК Владислав Егоров. «Взять, например, цветную капусту – импортная в закупке стоит около 45 руб. за 1 кг, а фермеры в сезон готовы продавать ее нам по 15 руб.», – уточняет он. Второе важное преимущество владимирских поставщиков (а это, по словам Егорова, несколько частных предпринимателей) – свежесть продуктов. «С такими продуктами, как огурец, например, очень важно, сколько времени прошло с того момента, как огурец сняли, до продажи. У нас сорванный вечером огурец уже с утра оказывается на полке. Покупатель это очень ценит», – говорит Егоров. Хотя у частных фермеров сеть закупает немного наименований товара – три вида капусты, огурцы, картофель и кабачки, их доля в продажах ритейлера существенная.
Ресторатор – бабушкам
Основатель ресторанного холдинга «Росинтер» Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко решил инвестировать в торговлю фермерскими продуктами по-крупному. Предприниматель, вложив $20 млн, построил на месте стихийного рынка в подмосковных Мытищах «Экобазар» – крытый рынок для продажи продукции российских фермеров. Проект разрабатывался в течение двух лет, за основу были взяты муниципальные фермерские рынки Европы, в частности Барселоны. За пять лет Ордовский-Танаевский-Бланко надеется открыть еще примерно 10 рынков, инвестиции составят $10–15 млн в каждый. По его словам, завершены переговоры с администрацией Обнинска. «Экобазар» сейчас посещает около 6000 человек в будни и около 8000 – в выходные, арендаторов (всего на рынке 250 торговых мест) выбирают по конкурсу: смотрят, чтобы товар был экологичным и уникальным, а поставки – стабильными. «Отдельную площадку мы оставили для бабушек, продающих носки и варежки ручной работы, домашние соленья. Места там предоставляются бесплатно», – уточнял сотрудник «Корпэстейта».
Главный покупатель продукции «новых фермеров» – это представитель среднего класса, достаточно обеспеченный, чтобы позволить себе продукты вдвое, а то и втрое дороже магазинных, задумывающийся о здоровом образе жизни, более вкусной и экологичной пище, рассказывает один из основателей фермерского кооператива LavkaLavka – Борис Акимов. LavkaLavka, созданная в 2009 г. группой энтузиастов, среди которых были журналисты и айтишники, занимается доставкой на дом продуктов от более чем 100 фермеров, управляет собственным розничным магазином и кафе. «Оборот проекта – около 10 млн руб. в месяц, на розничные продажи приходится до 95% выручки, еще около 5% – это продажа продуктов для ресторанов и магазинов экопродуктов», – рассказывает Акимов. В прошлом году LavkaLavka открыла офис в Петербурге и планирует выйти в Калининград, Уфу, Екатеринбург и Челябинск, где будет сотрудничать с местными поставщиками.
«Наши поставщики, те самые «новые фермеры», – это частные предприниматели, крестьяне, которых когда-то можно было бы назвать кулаками. Среди них много выходцев из городов, перебравшихся в деревню, бывшие журналисты и бизнесмены. Для некоторых сельское хозяйство – не бизнес, а дело для души. У большей части все-таки получается зарабатывать на этом деле деньги, но есть и те, кто пока работает в минус», – рассказывает Акимов.
Продукты в LavkaLavka дороже магазинных: например, 1 кг говяжьей вырезки стоит 1350 руб., окорок калмыцкого барашка – 950 руб. за 1 кг, куриные яйца – от 170 руб. за десяток, коровье молоко – от 120 руб. за литр, капуста – от 80 руб., картофель – от 120 руб. за 1 кг. Фермерская продукция не может быть дешевле произведенной промышленным способом, убеждают поставщики LavkaLavka. «Для получения одного литра масла требуется около 4 кг отборной семечки. При стоимости семечки в 25 руб. за 1 кг только себестоимость сырья – 100 руб., и это без учета затрат на очистку, производство, транспортировку, зарплаты, налоги и упаковку. Хорошее масло не может стоить дешево», – говорит фермер «Пересвет солнечный» из Краснодарского края. Бутылка произведенного им подсолнечного масла в лавке стоит 600 руб.
На ферме «Горчичная поляна» основателя компании WoolStreet (управляет сетью одноименных магазинов одежды) Александра Бродовского коровы всю жизнь живут на вольном выпасе – мохнатые коровы шотландских пород, галловей и хайландская, и зимой обходятся без коровников.
Филейный край вольных животных обходится покупателю в 1260 руб. за 1 кг. Ферма Бродовского до сих пор не вышла на окупаемость, рассказывал «Ведомостям» предприниматель в конце прошлого года, готовясь поднять цены. На фоне растущего спроса на фермерские продукты производителей больше не становится, поэтому пока не стоит ждать снижения цен, говорил Бродовский.
К цене, выставляемой производителем, продавец добавляет свою наценку – эти деньги покрывают расходы на перевозку и хранение продукта, стоимость аренды, зарплату сотрудников, оперативные расходы и развитие проекта. В итоге в конечной цене продукта в LavkaLavka на долю фермера приходится 50–70%, продавец получает 30–50%, говорит Акимов. Например, калмыцких барашков от Юрия и Дорджи Булхуковых LavkaLavka покупает у них по 350 руб. за 1 кг, а продает по 600.
За базар в ответе
Фермерская продукция – это модно и доходно, решил девелопер московского универмага «Цветной» и вместо традиционного для торговых центров супермаркета открыл внутри универмага небольшой рынок, где продаются свежие молоко и творог от тверских и рязанских фермеров, паста ручной работы из Италии, овощи из российских хозяйств и экзотические фрукты со всего мира.
Закупками фермерских продуктов для базара занимаются две компании: свежую продукцию (фрукты, овощи, молочную продукцию, мясо, рыбу) закупает Ginza Project, бакалею и упакованные продукты – сам универмаг по рекомендациям британской консалтинговой компании Ford McDonald Consultancy, рассказывает представитель Lunar Hare (пресс-агентство универмага). Специалисты Ford McDonald приезжают в Россию несколько раз в месяц, составляют список продуктов, встречаются с поставщиками.
Фермерский бизнес для «Цветного» также строится по двум моделям. В случае работы с Ford McDonald выручка остается у «Цветного» (не раскрывается), говорит знакомый с работой универмага источник. Фермерским базаром, где продаются свежие продукты (фрукты, овощи, молочная продукция, мясо, рыба), управляет ресторанная группа Ginza Project. Она арендует в универмаге «Цветной» площади под рынок. Сколько Ginza платит за аренду, в компании не говорят, но это выгодный проект, утверждает генеральный директор «Фермер базар» Евгения Акимова. «Такая синергия выгодна и ресторанному бизнесу, и торговле: покупатели «Фермер базар» могут приготовить купленные на рынке продукты в ресторане «Антресоль» (это дешевле, чем заказывать блюдо по меню), это позволяет увеличить поток гостей и покупателей; ресторан же экономит на складских помещениях и закупках продукции», – добавляет она.
Пул постоянных поставщиков Ginza Project – 20–25 хозяйств, в сезон их число увеличивается за счет поставщиков овощей и фруктов. Ginza сотрудничает только с теми фермерами, которые могут обеспечить постоянный уровень качества продуктов, имеют необходимые документы, подтверждающие соответствующее качество, и находятся в относительной транспортной доступности (молоко, творог, кисломолочные продукты, к примеру, поставляются каждый день), рассказывает Акимова. Часть фермеров сами привозят свою продукцию на базар, более половины товаров Ginza доставляет самостоятельно. Для этого у компании есть парк из нескольких машин.
Расцвет капусты
Работа с владимирскими фермерами так понравилась АБК, что сеть в прошлом году купила участок земли недалеко от Владимира и теперь строит там овощную базу для хранения и первичной переработки закупленных овощей. «Участок земли большой, так что, думаю, кроме хранилища мы могли бы там разместить собственные посевы. Но собственные поля – это непрофильный бизнес. Так что мы хотим расширять работу с местными фермерами, тем более что в последние годы они уже начали выращивать овощи специально под нас – мы заранее, еще до посевной, заказываем определенные объемы», – рассказывает Егоров.
АБК – небольшая сеть (38 магазинов), а федеральным ритейлерам работать с мелкими фермерскими хозяйствами сложнее, чем с крупными поставщиками. Сетям, состоящим из нескольких сотен, а то и тысяч магазинов, нужны большие партии, гарантированные сроки, объемы и качество поставок. Частным фермерам такая задача редко под силу, признается исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. В то же время, по его словам, у покупателей фермерская продукция – а чаще всего это молочные продукты – пользуется большой популярностью. И если магазин торгует фермерским молоком, его продается столько же, сколько обычного молока в промышленных упаковках. Магазины на такой продукции зарабатывают не больше, чем на обычной, – наценка на нее не выше, чем на другие продукты, зато фермеру это выгодно: в розницу молоко можно продать вдвое дороже, чем переработчикам, отмечает Белоновский.
«Фермеров, полностью готовых работать с сетевым ритейлом, начиная с правовой базы и сертификации продукции и заканчивая отлаженными технологиями упаковки, хранения и логистики, в России нет. Поэтому большую часть этой работы мы берем на себя», – соглашается представитель сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса» Андрей Голубков. «Азбука вкуса» продает фермерское молоко, мясо (говядину, свинину, баранину и крольчатину), яйца и мясо птицы, колбасы, овощи, грибы, ягоды и мед. В этом году на фермерские товары по планам должно приходиться от 4 до 12% продаж в каждой из категорий, где они представлены. «Под фермерскими мы подразумеваем продукты, произведенные в небольших хозяйствах по неиндустриальным технологиям с использованием большой доли ручного труда. Подобный подход вряд ли применим в случае крупных хозяйств и предприятий, которые в большей степени озабочены объемами производства и себестоимостью продукции», – объясняет Голубков.