«Газпром» ответит за добычу и продажи

Минэнерго доложит Владимиру Путину о неспособности «Газпрома» вернуться к докризисной динамике и об успехах независимых производителей
В.Филонов/ Fotoimedia

Сегодня избранный президент Владимир Путин проведет выездное совещание в Киришах, главная тема повестки – поставки газа и ценообразование. Накануне «Газпром» обратился к чиновникам с предложением дополнительно проиндексировать его цены для промышленных потребителей России на 26,3% в IV квартале. Но в ответ может услышать резкую критику его маркетинговой политики.

Накануне совещания готовился доклад Минэнерго (а именно министра Сергея Шматко), суть которого сводится к тому, что независимые производители газа развиваются куда динамичнее, чем «Газпром». Что показали и итоги 2011 г., и прошедшая зима, когда на пиках потребления в России «Газпром» не смог удовлетворить дополнительные заявки от европейцев. Об этом рассказывают федеральный чиновник и источник, близкий к «Газпрому».

То же самое сообщает газета «Коммерсантъ». Данные Минэнерго подтверждают, что монополия в период зимних холодов сорвала поставки в Европу, а российских потребителей спасли запасы в подземных хранилищах и независимые производители газа, которые обеспечили рост потребления на пиках, сообщает издание.

Новая «опора»

В феврале – когда были аномальные холода в России и ЕС – «Газпром» так и не вышел на докризисные максимумы добычи: 46 млрд куб. м против 48 млрд в феврале 2008 г. (данные Минэнерго и ЦДУ ТЭК). Кроме того, 28 января «Газпром» разослал факсы независимым производителям, чтобы те вывели газовые промыслы «на максимально возможный уровень» в связи с похолоданием (копия есть у «Ведомостей»).

Вот они-то в сумме и поставили рекорд, добыв больше 14 млрд куб. м против 9 млрд куб. м в 2008 г. А европейский экспорт «Газпрома», по предварительным данным, остался в феврале примерно на прошлогоднем уровне — 13,9 млрд куб. м (год назад было 13,99 млрд куб. м), говорит сотрудник «Газпром экспорта». Официально компания статистику не раскрывает.

По данным «Коммерсанта», Шматко заявит, что в общей сложности с 30 января по 17 февраля в ЕС было недопоставлено 1,4 млрд куб. м газа.

В результате Минэнерго предложит активнее поддерживать независимых производителей газа как опору и основную точку роста отрасли (в том числе за счет беспрепятственного доступа к газопроводам "Газпрома"), параллельно усилив контроль над не оправдывающей ожиданий монополией, пишет «Коммерсантъ». В частности, Шматко хочет попросить премьера дать Минэнерго полномочия согласовывать инвестпрограмму "Газпрома" и контролировать ее исполнение. Также "Газпрому" следует вместе с Минэнерго разработать пятилетнюю программу развития мощностей. Стимулировать руководство монополии к этому развитию министерство предлагает, введя в показатели производственной деятельности "Газпрома" максимальные объемы добычи и отбора газа. Причем эти показатели должны учитываться при расчете "эффективности руководства "Газпрома" и его премировании", сообщает «Коммерсантъ». Плюс министерство предлагает привязку бонусов его топ-менеджеров не к усредненным показателям по добыче и поставкам газа, как сейчас, а к пиковым.

Представитель «Газпрома» говорит, что концерну есть чем ответить. Во-первых, «Газпрому» несколько лет подряд правительство указывало на то, что он не должен мешать развитию независимых производителей газа, что, собственно, и происходило. И все же сравнивать статистику концерна и других компаний (а именно рост добычи на пиках в процентах) неправильно – с учетом разных масштабов. Кто «спас» страну действительно видно при рекордном потреблении: все независимые производители смогли суммарно дать рынку дополнительно 6 млн куб. м в сутки, а «Газпром» - свыше 50 млн, добавляет представитель концерна.

Над стихией не властен

Еще во вторник, 20 марта, менеджеры «Газпрома» рассказывали совету директоров о том, как концерну работается в Европе. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев докладывал о «нарастающих негативных явлениях» в ЕС («Ведомостям» удалось ознакомиться с материалами к совету). Из слов топ-менеджера следовало, что больше всего на продажи «Газпрома» в Европе влияет погода. Иногда это единственное объяснение падению экспорта, а не маркетинговая политика, рассказывает один из участников заседания. В материалах к совету формулировки мягче. Погодный фактор влияет на общий спрос, отмечается в документах, а параллель с продажами «Газпрома» не проводится.

И все же в докладе Медведева есть противоречия. Например, в материалах отмечается, что в 2010 г. был рекордный спрос на газ из-за холодов, хотя ВВП европейских стран восстановился не полностью. А в 2011 г. было ровно наоборот — из-за аномально теплой погоды спрос упал. При этом не упоминается, что в 2010 г. европейский экспорт «Газпрома» снизился к 2009 г. на 1,4%, к уровню докризисных максимумов он упал на 13%. А как раз в прошлом году «Газпром» увеличил экспорт.

Кроме погоды в прошлом году сыграл и ценовой фактор, объясняет сотрудник группы «Газпром»: большая часть газовых контрактов привязана к нефтяным котировкам. Все ждали их резкого роста, а поскольку у главного конкурента России — Норвегии — цена меняется вслед за нефтью быстрее, то у норвежцев выбирали газ по минимуму, а у «Газпрома» — по максимуму.

Еще один пример противоречии – как раз нынешняя зима.

Но у директоров вопросов не возникло: руководители концерна заявили, что все идет по плану, даже с превышением, добавляет участник заседания совета. И аргументы про исключительную значимость погоды также не вызвали удивления, недоумевает он.

«К сожалению, поставки энергоносителей больше зависят не от “Газпрома”, а от погоды, от всевышнего, что называется, — подтверждает член совета директоров “Газпрома”, завкафедрой юрфака Санкт-Петербургского госуниверситета Валерий Мусин. — Совершенно определенно, что объем поставок газа зависит от времени года и от спроса, поэтому, когда нет больших морозов, спрос меньше, меньше и поставки. Это понятно, и ничего удивительного нет».

Однако эксперты не согласны. Общий спрос действительно зависит от погоды, а вот продажи конкретной компании — исключительно от искусства продавать, от умения работать с клиентами, от условий контрактов и цен, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Медведев не раз говорил, что политика «Газпрома» — держать цену, потому что даже при снижении объемов выручка концерна не страдает. В 2010 г. экспорт упал, но совокупная скидка для европейцев составила всего 3%, а если бы было 30% (как, например у норвежской Statoil), то для получения той выручки, которая в итоге была, «Газпрому» пришлось бы экспортировать 160 млрд куб. м газа, что в условиях того года было нереально, рассуждал топ-менеджер прошлым летом.

Потом ситуация изменилась: «Газпром» дважды пошел на уступки западноевропейским клиентам, скидки вводились задним числом, только в этом году они составили в среднем 10%.

Давление со стороны контрагентов усиливается, «отношения переносятся в плоскость арбитражных разбирательств с общим требованием радикального снижения цены», отмечается в материалах Медведева для прошедшего во вторник совета. Поэтому для защиты своих «рыночных» интересов «Газпром» предлагает клиентам компромиссы, в качестве основного варианта сегодня рассматривается «модель снижения базисного уровня цен», признается в материалах. Но это используется «дозированно, в ограниченных масштабах, чтобы не спровоцировать самопроизвольный цикл корректировки этих цен в сторону их еще большего снижения».