«Газпрому» в Европе труднее всего прогнозировать погоду

«Газпрому» в Европе труднее всего не договариваться с покупателями или бороться с конкурентами, а прогнозировать погоду. Именно она больше влияет на спрос, чем состояние экономик ЕС и маркетинговая политика, считают менеджеры концерна
М.Стулов/ Ведомости

Во вторник, 20 марта, совет директоров «Газпрома» обсуждал вопрос о «современных тенденциях на европейских рынках» – так сформулировал это сам концерн. На самом деле зампред правления «Газпрома» Александр Медведев докладывал о «нарастающих негативных явлениях» в ЕС («Ведомостям» удалось ознакомиться с материалами к совету). Из слов топ-менеджера следовало, что больше всего на продажи «Газпрома» в Европе влияет погода. Иногда это единственное объяснение падению экспорта, а не маркетинговая политика, рассказывает один из участников заседания. В материалах к совету формулировки мягче. Погодный фактор влияет на общий спрос, отмечается в документах, а параллель с продажами «Газпрома» не проводится.

И все же в докладе Медведева есть противоречия. Например, в материалах отмечается, что в 2010 г. был рекордный спрос на газ из-за холодов, хотя ВВП европейских стран восстановился не полностью. А в 2011 г. было ровно наоборот – из-за аномально теплой погоды спрос упал. При этом не упоминается, что в 2010 г. европейский экспорт «Газпрома» снизился к 2009 г. на 1,4%, к уровню докризисных максимумов он упал на 13%. А как раз в прошлом году «Газпром» увеличил экспорт (см. график).

Кроме погоды в прошлом году сыграл и ценовой фактор, объясняет сотрудник группы «Газпром»: большая часть газовых контрактов привязана к нефтяным котировкам. Все ждали их резкого роста, а поскольку у главного конкурента России – Норвегии – цена меняется вслед за нефтью быстрее, то у норвежцев выбирали газ по минимуму, а у «Газпрома» – по максимуму.

В феврале этого года Европа, как и в 2010 г., била рекорды по потреблению газа из-за аномальных морозов, но страны ЕС заявляли, что у них дефицит сырья из России. Руководители «Газпрома» объясняли, что контракты компания не нарушает, но дополнительный спрос – сверх договоров – удовлетворить не может, потому что необходимо удовлетворять рекордный спрос на газ в России.

Какими были продажи «Газпрома» в нашей стране, пока не известно. Но добыча не была рекордной – 46 млрд куб. м против 48 млрд в феврале 2008 г. (данные Минэнерго и ЦДУ ТЭК). Кроме того, 28 января «Газпром» разослал факсы независимым производителям, чтобы те вывели газовые промыслы «на максимально возможный уровень» в связи с похолоданием (копия есть у «Ведомостей»).

Вот они-то в сумме и поставили рекорд, добыв больше 14 млрд куб. м против 9 млрд куб. м в 2008 г. А европейский экспорт «Газпрома», по предварительным данным, остался в феврале примерно на прошлогоднем уровне – 13,9 млрд куб. м (год назад было 13,99 млрд куб. м), говорит сотрудник «Газпром экспорта». Официально компания статистику не раскрывает.

В марте также было снижение экспорта, утверждает менеджер группы «Газпром». Но у директоров вопросов не возникло: руководители концерна заявили, что все идет по плану, даже с превышением, добавляет участник заседания совета. И аргументы про исключительную значимость погоды также не вызвали удивления, недоумевает он.

«К сожалению, поставки энергоносителей больше зависят не от «Газпрома», а от погоды, от всевышнего, что называется, – подтверждает член совета директоров «Газпрома», завкафедрой юрфака Санкт-Петербургского госуниверситета Валерий Мусин. – Совершенно определенно, что объем поставок газа зависит от времени года и от спроса, поэтому, когда нет больших морозов, спрос меньше, меньше и поставки. Это понятно, и ничего удивительного нет».

Но эксперты не согласны. Общий спрос действительно зависит от погоды, а вот продажи конкретной компании – исключительно от искусства продавать, от умения работать с клиентами, от условий контрактов и цен, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Медведев не раз говорил, что политика «Газпрома» – держать цену, потому что даже при снижении объемов выручка концерна не страдает. В 2010 г. экспорт упал, но совокупная скидка для европейцев составила всего 3%, а если бы было 30% (как, например у норвежской Statoil), то для получения той выручки, которая в итоге была, «Газпрому» пришлось бы экспортировать 160 млрд куб. м газа, что в условиях того года было нереально, рассуждал топ-менеджер прошлым летом.

Потом ситуация изменилась: «Газпром» дважды пошел на уступки западноевропейским клиентам, скидки вводились задним числом, только в этом году они составили в среднем 10%.

Давление со стороны контрагентов усиливается, «отношения переносятся в плоскость арбитражных разбирательств с общим требованием радикального снижения цены», отмечается в материалах Медведева для прошедшего во вторник совета. Поэтому для защиты своих «рыночных» интересов «Газпром» предлагает клиентам компромиссы, в качестве основного варианта сегодня рассматривается «модель снижения базисного уровня цен», признается в материалах. Но это используется «дозированно, в ограниченных масштабах, чтобы не спровоцировать самопроизвольный цикл корректировки этих цен в сторону их еще большего снижения».