Экспорт нефти в Китай попал под угрозу срыва

После ряда крупных аварий на железной дороге РЖД обязала операторов вывести из эксплуатации около 20% цистерн для транспортировки нефти и нефтепродуктов. Новые правила грозят сорвать поставки сырья на Комсомольский НПЗ и на экспорт по ВСТО, предупреждает «Транснефть»
Виталий Аньков/ Риа Новости

О возможности срыва экспортных поставок нефти в рамках проекта ВСТО вице-премьера Игоря Сечина предупредил президент «Транснефти» Николай Токарев (письмо от 28 марта есть у «Ведомостей»). Причина возможного коллапса – недавнее распоряжение РЖД: всего неделю назад железнодорожная монополия предупредила операторов, что с 1 апреля вводит полный запрет на погрузку нефти в вагоны-цистерны, которые по документам заводов-изготовителей не предназначены для перевозки темных нефтепродуктов. В результате из 8000 вагонов, задействованных «Транснефтью» для поставок нефти из Сковородина в порт Находка (15 млн т ежегодно), под запрет подпадают и будут отставлены до 5000 цистерн. «Это приведет к срыву экспортной программы и нанесет ущерб имиджу России как надежного партнера в поставке энергоресурсов», – пишет Токарев.

Запрет касается эксплуатации не всех цистерн, а только произведенных украинским «Азовмашем», говорит источник, близкий к РЖД (представитель это не комментирует). Ужесточить требования РЖД решила после ряда крупных аварий на железной дороге, рассказывают сотрудники крупнейших операторов и источник, близкий к РЖД. Последний инцидент произошел в конце января: в Амурской области с рельсов сошли 17 цистерн с нефтью, площадь разлива составила около 600 кв. м, объем – от 100 до 200 т нефти. Причиной катастрофы в РЖД тогда назвали «излом боковой рамы грузовой тележки производства «Азовэлектростали» (входит в «Азовмаш»). Этот же дефект в комплектующих украинского производителя вызвал несколько аварий в начале 2012 г. и более 10 в прошлом году, отмечала российская монополия.

Причина катастроф – не брак, а непрофильное использование цистерн, заявлял в конце марта «Азовмаш».

В соответствии с техническими требованиями эксплуатации цистерны должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%, объясняют сотрудники крупного оператора и грузоотправителя.

Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и «не ломало» при перегрузе. При этом цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. «Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом», – поясняет один из собеседников «Ведомостей».

Под запрет РЖД подпадает около 40 000 цистерн производства «Азовмаша» – это порядка 20% всего подвижного состава, использующегося сегодня в России для перевозки нефти и нефтепродуктов, говорит исполнительный директор НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королев. Из них около 1500 вагонов задействовано в рамках проекта ВСТО, еще 2500 обеспечивают транспортировку нефти со станции Уяр на Комсомольский НПЗ «Роснефти». «Единовременное выпадение из перевозочного процесса такого количества вагонов неизбежно приведет к снижению объемов переработки нефти на НПЗ и срыву экспортных контрактов», – уверен эксперт.

Представитель «Транснефти» считает, что угроза экспорту миновала. «Благодаря оперативному вмешательству правительства вопрос согласовывается без ущерба для перевозок», – сказал он, но комментировать детали не стал. Источник, близкий к монополии, говорит, что в ходе переговоров с РЖД монополии удалось сократить количество цистерн, подпадающих под запрет, до нескольких сотен. Представитель «Роснефти» комментировать возможный сбой поставок на Комсомольский НПЗ не стал.

Единовременного запрета на эксплуатацию подвижного состава «Азовмаша» не будет, уверяет представитель РЖД: на вчерашнем совещании в Росжелдоре было решено, что до середины мая – начала июня операторы будут использовать эти цистерны на особых условиях, т. е. «под свою ответственность». За это время компании должны постепенно вывести украинские цистерны из эксплуатации либо договориться с «Азовмашем» о внесении изменений в техдокументацию, говорит источник, знакомый с ходом совещания. Представители ПГК, «Глобалтранса» и «Трансойла» это не комментируют. С представителями «Трансгаранта» и «Азовмаша» связаться не удалось.