Акционеры UC Rusal перешли от взаимных упреков к судебным разбирательствам

Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника добивается отмены долгосрочных контрактов между алюминиевым гигантом и Glencore в Лондонском международном арбитраже
А.Махонин/ Ведомости

Sual Partners 4 апреля подала в Лондонский международный арбитраж иск против En+ (компания Олега Дерипаски), UC Rusal и гендиректора алюминиевой компании Дерипаски, рассказали «Ведомостям» четыре источника, близких к истцу и одному из ответчиков.

Sual Partners требует остановить действие двух долгосрочных контрактов UC Rusal с Glencore, а также возместить ущерб от их действия и сумму неправомерного обогащения, рассказывают двое собеседников «Ведомостей».

Истец считает, что контракты были заключены в результате сговора ответчиков и нарушают право вето, которым обладают крупные акционеры UC Rusal, говорят они. Сумму иска они назвать отказались.

Представитель Sual Partners сказал лишь, что не может «ни подтвердить, ни опровергнуть подачу иска», сославшись на конфиденциальность.

Этот спор касается акционеров UC Rusal, поэтому привлечение компании «не имеет должных правовых оснований: UC Rusal действовал согласно решениям своих органов управления и соблюдал юридические соглашения, стороной которых он является», сказал источник, близкий к алюминиевому холдингу.

Представитель компании от комментариев отказался, как и его коллега из En+. Представитель Glencore на вопросы не ответил. Получить комментарий Дерипаски не удалось – представитель его холдинга «Базовый элемент» от комментариев отказался.

Контракты на продажу алюминия и глинозема через Glecnore были одобрены на одном из советов директоров UC Rusal в декабре прошлого года. Их общая сумма – $47 млрд, говорят два источника, близких к миноритарным акционерам UC Rusal. Контракт на продажу алюминия предполагает, что в 2012 г. через Glencore будет продано 1,4 млн т алюминия — это примерно 35% от запланированного объема экспорта; а в 2013 г. доля продаж может вырасти до 50%, передавал «Интерфакс».

Это подтверждал и источник, близкий к акционерам UC Rusal. В 2011 г., согласно отчету UC Rusal по МСФО, в структуре продаж на долю продаж «связанным сторонам, способным оказывать существенное влияние на компанию», пришлось примерно 36% продаж алюминия (на $3,7 млрд) и 73% глинозема (на $495 млн). Всего через глобальных трейдеров продается 29% продукции UC Rusal, следует из презентации компании.

Сколько продается через Glencore, равно как и условия контрактов с ним, UC Rusal никогда не раскрывала, хотя сообщает о деталях всех других всех других операций с компаниями, аффилированными с другими совладельцами (тех же Дерипаски и Вексельберга).

Sual Partners посчитала, что, прежде чем выносить заключение очередного контракта на совет директоров, нужно было рассмотреть предложения других трейдеров и выбрать лучшее, рассказывали несколько источников, близких к разным акционерам UC Rusal.

По соглашению между крупными акционерами UC Rusal — En+, «Онэксимом», Sual Partners и Glencore — каждый из них имеет право вето по вопросам, касающимся сделок со связанными сторонами или вопросов о перерегистрации компании, проведении допэмиссии и т. д., говорится в меморандуме компании к IPO. Если один из акционеров использует право вето, остальные тоже должны проголосовать против, отмечается в документе.

Sual Partners (два голоса в совете из 16) воспользовалась правом вето при голосовании по вопросу о заключении контракта с Glencore, «Онэксим» (один голос) поступил так же. Но представители En+ и менеджмента (8 голосов) проголосовали «за», рассказывают два источника, близких к разным акционерам UC Rusal. Поддержали контракт и независимые директора, утверждает один из них.

Тем не менее контракт был подписан и начал действовать, заявил Дерипаска в середине марта. Sual Partners по соглашению акционеров может предъявить убытки тем акционерам, «которые поддерживали контракт», говорил Дерипаска. Но убытков, по его мнению, быть не может, так как контракт «выше рынка».

Позиции акционеров UC Rusal разошлись еще год назад, когда Дерипаска заблокировал продажу блокпакета «Норникеля» ему самому со значительной премией к рынку. И это при том, что сделка позволила бы алюминиевой компании чуть ли не полностью рассчитаться по долгам и начать платить дивиденды. Одобрение и подписание контракта с Glecnore, несмотря на вето Sual Partners – лишь еще одна причина для недовольства. Главная претензия – управление Дерипаской UC Rusal как частной компанией, рассказывают близкие к ним источники.

Впрочем, представители Sual Partners и «Онэксима» заявляют, что продавать свои пакеты в UC Rusal не собираются. Для начала нужно восстановить стоимость компании, а потом пытаться найти покупателя, говорит источник, близкий к одному из миноритариев UC Rusal: с момента IPO в 2010 г. компания подешевела в два раза.