Частные нефтяные компании борются за шельф

Руководители четырех крупнейших частных нефтяных компаний пожаловались Владимиру Путину на дискриминацию в пользу «Роснефти» и «Газпрома». Премьер согласен, что к разработке шельфа можно допустить не только госкомпании, но и другие «чисто российские компании»
M.MORDASOV/ AFP

С 2008 г. по закону о недрах только подконтрольные государству компании, имеющие как минимум пятилетний опыт работы на шельфе, могут претендовать на лицензии на шельфовые месторождения. Сейчас этим критериям соответствуют только две компании – «Роснефть» и «Газпром». До последнего времени против такого неравенства в отрасли выступал только Алекперов. В недавнем интервью Financial Times он заявил, что «госкомпании получают лицензии и потом их не используют». Теперь к Алекперову присоединились коллеги еще из трех крупнейших частных нефтяных компаний. В совместном письме (у «Ведомостей» есть копия) они обращают внимание на то, что ограничение доступа к шельфовым ресурсам – «одно из ключевых обстоятельств, способных оказать негативное влияние на выполнение государственной программы разведки континентального шельфа, основанной на преимущественно внебюджетном финансировании». Сейчас на шельфе добывается 16,7 млн т нефти в год (3% всей добычи в России) и 41,6 млрд куб. м газа (около 6% добычи), напоминает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. А госпрограмма предполагает к 2030 г. увеличение добычи нефти на 40–80 млн т и газа на 190 млрд куб. м. Всего, по данным Минприроды, запасы на российском шельфе оцениваются в 100 млрд т в нефтяном эквиваленте – это 20–25% всех мировых запасов нефти и газа.

Накануне совещания у председателя правительства по поводу освоения континентального шельфа президент «Лукойла» Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, президент «Башнефти» Александр Корсик и исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан написали письмо на эту тему Владимиру Путину.

Законодательное ограничение «дестимулирует большинство российских компаний к активной геологоразведке», предупреждают Алекперов, Богданов, Корсик и Хан и просят Путина «рассмотреть вопрос о расширении состава пользователей недр континентального шельфа» за счет частных российских компаний.

Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сообщил «Ведомостям», что Путин пока не видел письма нефтяников, но уже знает о нем из СМИ. Тем не менее на вчерашнем совещании председатель правительства предложил проработать условия, допускающие возможность работы на шельфе «чисто российским компаниям». «Я уже просил правительство подумать над тем, как пригласить в эти проекты и использовать возможности чисто российских компаний. Конечно, эти компании наши, отечественные, должны работать на определенных условиях», – напомнил он, оговорившись, что такие компании должны не только «торговать своим правом участия», но и привлекать необходимые финансовые ресурсы. На этом же заседании были одобрены льготы для компаний, уже работающих на шельфе (см. врез).

«Мы надеемся, что в законодательство будут внесены соответствующие изменения [касающиеся частных компаний]», – говорит представитель «Лукойла» Дмитрий Долгов. Эти компании и сейчас могут работать на шельфе – как партнеры госкомпаний, объясняет Песков. Дополнительные условия для работы частников на шельфе будут проработаны отдельно, добавил он. «Чисто российские компании», о которых говорил Путин, – это не юридический термин, пояснил «Ведомостям» Песков, имеются в виду компании, зарегистрированные и работающие в России, с преимущественно российскими собственниками. Действительно, среди крупных нефтяных компаний нет компаний со 100%-ным российским капиталом: их акции торгуются и среди акционеров есть иностранные инвесторы.

Вопрос допуска к разработке шельфовых месторождений лежит в компетенции правительства, но компания, которая планирует участвовать в этом, должна понимать экологическую чувствительность региона, обладать технологической компетенцией и быть готовой нести риски, предупреждает представитель «Роснефти». А представитель «Газпрома» возможное появление конкурентов – частных компаний не комментирует.

Представители ТНК-BP, «Башнефти» и «Сургутнефтегаза» отказались от комментариев.