Индустрия не готова работать про запас

После рекордного роста в феврале российская промышленность сократила выпуск в марте на 1,2%. Если в начале года в индустрии царил оптимизм, то после выборов уверенности в стабильном росте нет
Smart Money

В I квартале 2012 г. по сравнению с январем – мартом прошлого года рост промышленного производства составил 4%, отчитался Росстат. В 2011 г. было 5,9% – налицо замедление, отмечает Валерий Миронов из Центра развития. В марте индустрия увеличилась на 2% в годовом сравнении.

В январе и феврале рост со снятой сезонностью составил 0,5 и 1,6% соответственно, в марте производство сократилось на 1,2%. Последний раз столь плохая статистика была в феврале 2011 г. – спад на 0,9%.

Владимира Сальникова и Дмитрия Галимова из ЦМАКП удивляют столь серьезные колебания. Возможно, Росстат не полностью учитывает фактор високосного февраля, допускают они. По оценке ЦМАКП, с учетом сезонного и календарного факторов роста производства в марте не было, а в феврале он составил 0,3%. В целом ЦМАКП оценивает прирост за квартал в 0,2%.

Промышленность не готова к росту в условиях вялого спроса (см. врез), низкого оптимизма и избыточности запасов, пишет Сергей Цухло из Института Гайдара в мартовском обзоре. В начале квартала царил оптимизм – 26% предприятий планировали наращивать выпуск быстрее, чем растет потребление, и только 4% – наоборот. В марте доля тех, кто не желает опережать рост спроса, увеличилась до 10%. Столь пессимистичных настроений не было более полутора лет, отмечается в обзоре: похоже, эйфория сменилась трезвой оценкой перспектив российской экономики при новом президенте, который пришел к власти под лозунгом стабильности.

Снижение запасов – следствие уменьшения оптимизма, согласен Миронов: «Но окончание выборного сезона и нормализация ситуации в еврозоне должны были подстегнуть рост». Скорее всего, сыграли свою роль несколько факторов и получился идеальный шторм, полагает Миронов: «Замедление роста выпуска электроэнергии, завышенные расчеты Росстата в феврале, замедление потребительского спроса, который активно рос последние полгода, так как население, опасаясь новой волны кризиса, активно тратило сбережения».

В 2011 г. промпроизводство увеличилось на 4,7%. Повторить этот показатель не удастся, уверен Миронов, хотя его прогноз даже оптимистичнее официального: рост по итогам года на 3,6% против 3,1% у Минэкономразвития. Из прошлогодних 4,7% на запасы приходится 3 п. п., отмечает он, а в этом году при росте ВВП в январе – феврале на 3,6% на запасы пришлось не более 1,3 п. п.. «Очевидно, что этот источник роста на данный момент себя исчерпал, а нового пока нет», – резюмирует эксперт.