Цукерберг вдвое сбил цену на Instagram

Ход заключения самой крупной сделки в истории соцсети показал, что основатель Facebook принимает важные решения единолично, без совета директоров
AP

Мобильное приложение для публикации фотографий Instagram, которое обойдется крупнейшей социальной сети мира Facebook в $1 млрд, изначально предлагалось за $2 млрд, удалось выяснить The Wall Street Journal. Ход обсуждения и заключения этой сделки демонстрирует стиль управления основателя Facebook Марка Цукерберга: члены совета директоров были поставлены перед фактом накануне публичного объявления о сделке.

По данным WSJ, основатель Facebook, которому нет еще и 30 лет, и столь же молодой основатель Instagram Кевин Систром, провели все переговоры без чьего-либо ведома с 5 по 8 апреля всего за четыре неполных дня в скромном по меркам Пало-Альто особняке Цукерберга, который тот в прошлом году купил за $7 млн. В процессе Цукербергу удалось уговорить Систрома снизить цену вдвое – с $2 млрд до $1 млрд. Цукерберг также убедил основателя Instagram принять часть средств акциями, мотивировав это перспективой роста бумаг Facebook после майского IPO. По словам источника, Цукерберг заметил, что если Facebook достигнет по капитализации уровня Google - $200 млрд или больше, – то 1% ее акций уже будут стоить $2 млрд.

Цукерберг уведомил совет директоров Facebook о достигнутом соглашении по электронной почте вечером в воскресенье 8 апреля, публично о ней было объявлено 10 апреля. Голосование по сделке состоялось, но было формальным: «им все рассказали, но с ними не проконсультировались», заявил источник, близкий к совету директоров соцсети. Цукерберг контролирует 57% прав голоса в своей компании, что позволяет ему принимать единоличные решения.

В подготовке документов по сделке участвовал лишь один член совета директоров – директор по развитию Амин Зуфонун. Директор по операционной деятельности Facebook Шерил Сэндберг узнала о подготовке сделки 5 апреля, но не принимала в ней никакого участия. Это показывает, что Facebook остается компанией одного человека, пишет WSJ.

Такая модель принятия решений характерна для небольших интернет-стартапов – области, где конкуренты могут вырастать с исключительной быстротой, но может быть опасна для крупных компаний, особенно в преддверии IPO. «Функция совета директоров – предупреждать самонадеянность главы компании. Это часто последний рубеж защиты миноритарных акционеров», - считает директор Центра корпоративного управления бизнес-школы филадельфийского университета Дрексель. С другой стороны, стандартная процедура с привлечением банкиров и юристов занимает многие недели, признает WSJ.

Покупка Instagram - крупнейшее приобретение Facebook за все время существования социальной сети. Сделка объявлена буквально за несколько недель до IPO компании — оно может состояться в мае. В ходе IPO Facebook может быть оценена в $75-100 млрд. Instagram — молодой сервис, он был запущен Кевином Систромом и Майком Криегером осенью 2010 г. С тех пор компания привлекла от венчурных фондов Andreessen Horowitz, Baseline Ventures и Benchmark Capital около $47 млн. Из них $40 млн Instagram получила в прошлом месяце: в ходе этой сделки компания была оценена в $500 млн. То есть всего за две недели инвесторы вернули свои вложения в двойном размере.