Зачем мейджору кинопроизводство

У крупнейшего российского мейджора, «Централ партнершип» (ЦПШ), появится собственная производственная компания. Прежде он финансировал фильмы и сериалы, а также занимался их прокатом, но само производство поручал подрядчикам
А.Махонин/ Ведомости

О том, что ЦПШ создала производственную компанию для съемки фильмов и сериалов, рассказала «Ведомостям» исполнительный директор компании Злата Полищук. До этого ЦПШ всегда привлекала к производству своих проектов подрядчиков, которые организовывали процесс съемок и заключали договоры с исполнителями, объяснила она. К примеру, съемками «Тараса Бульбы» занимался «Арк-фильм», а сериала «Ликвидация» – «ДМ-студио». Сама ЦПШ утверждала при этом режиссера, ведущих актеров, сценариста и композитора. В этом году из 12 проектов, запускаемых ЦПШ, четыре снимет ее собственная студия, а через пять лет она будет производить все картины мейджора, говорит Полищук. Гендиректором «Студии Централ партнершип» стал Дмитрий Руженцев, ранее работавший заместителем исполнительного директора в государственном «Фонде кино».

ЦПШ оставалась одной из немногих крупных кинокомпаний, доверявших контроль за съемочным процессом сторонним структурам, говорят опрошенные «Ведомостями» участники кинорынка: как правило, ее конкуренты выступают как в роли продюсера (разрабатывает идею и привлекает финансирование), так и производственной студии. При этом они могут привлекать себе в помощь другого продюсера или студию, но полностью контролируют производственный процесс. Кроме того, в России много кинокомпаний, которые снимают по заказу, на чужие деньги. ЦПШ с самого начала старалась действовать по модели американской студии, упрощенно говоря, управлять правами на фильмы и сериалы, финансировать их, но производство заказывать другим кинокомпаниям, указывает продюсер Александр Роднянский: «И именно это у них неплохо получалось, компания собрала большую библиотеку прав». С другой стороны, у американских студий всегда есть сильная внутренняя экспертиза по кинопроизводству, что помогает им определять, в какие проекты вкладываться, а в какие нет, добавляет Роднянский, и ЦПШ, эксперту по дистрибуции кино и сериалов, такого механизма производственной экспертизы как раз не хватало.

Предыдущий опыт показал, что при создании большого числа проектов силами сторонних организаций не всегда удается получить хороший результат даже при высоких затратах, говорит Полищук. Собственное производство повысит эффективность инвестиций компании в фильмы и улучшит контроль над процессом, считает Полищук.

В прошлом году на ТВ показали четыре сериала ЦПШ, в кинопрокат вышло шесть ее фильмов. Инвестиции в создание картин компания не раскрывает, но известно, что больше всего собрал сиквел «Бой с тенью – 3» – $13,7 млн при производственном бюджете примерно в $5 млн.