ФАС заподозрила авиакомпании в ценовом сговоре

Служба считает, что "Аэрофлот", S7 и Utair синхронно подняли цены на перелеты в направлении Москва - Ростов-на-Дону
В.Шарифулин/ ИТАР-ТАСС

Ростовское управление Федеральной антимонопольной службы заподозрило "Аэрофлот", "Донавиа", S7 и Utair в ценовом сговоре. На днях управление возбудило против этих авиакомпаний дело по признакам заключения антиконкурентного соглашения об установлении цен на перелеты между Москвой и Ростовом-на-Дону. Проверка проводилась по жалобам граждан, которые заявили, что после банкротства лоукостеров "Авианова" и Sky Express на этом направлении с декабря 2011 г. сильно выросли цены.

Проверка установила, что в первые три квартала 2011 г. около 25% пассажиропотока приходилось на авиакомпании, прекратившие полеты с октября 2011 г., - ООО «Авианова», ЗАО «СкайЭкспресс», ОАО «АК Континент». После их ухода с рынка к февралю 2012 г. более 90% рынка стало приходиться на три авиакомпании: "Донавиа" (100%-ная дочка "Аэрофлота"), S7 и Utair. Опрос представителей всех четырех компаний показал, что тарифы на пассажирские перевозки в этом направлении с октября 2011 г. не поднимались. Однако анализ динамики продаж билетов по каждому тарифу показал, что у каждой авиакомпании доля продаваемых менее дорогих билетов (около 2000 руб.) снизилась более чем в два раза, при этом доля более дорогих билетов (около 4000 руб.) также увеличилась вдвое. Ценовая политика трех компаний изменилась "относительно синхронно", говорится в пресс-релизе УФАС.

Окончательное решение о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства комиссия Ростовского УФАС России примет после завершения рассмотрения дела.

Авиакомпании уличают в ценовом сговоре нечасто. В июне 2011 г. УФАС Тюменской области оштрафовала за это Utair и "Ямал". Проверка выявила, что летом 2010 г. эти компании установили тариф экономического класса на маршруте Тюмень - Сочи - Тюмень в приблизительно равном размере. Также оказалось, что с 2008 по 2010 г. они неоднократно устанавливали одинаковые цены. А в 2005 г. ФАС по сообщениям СМИ о повышении цен на авиабилеты осенью 2004 г. проверила 50 крупнейших авиакомпаний, но решила, что рост цен был экономически обоснованным и не привел к росту прибыли в индустрии авиаперевозок.

Летом 2008 г. в ценовом сговоре сознались пять иностранных авиакомпаний - Air France, Cathay Pacific Airways, KLM Royal Dutch Airlines, Martinair Holland и SAS Cargo Group. Минюст США обвинял их в одинаковом завышении цен на перевозку грузов в 2001-2006 гг. Они согласились заплатить за эти нарушения в совокупности около $504 млн штрафов. До этого в аналогичных махинациях покаялись British Airways, Korean Air, Qantas Airways и Japan Airlines.