Россия отказалась от трети норвежских поставщиков атлантического лосося

Россельхознадзор запретил завозить в Россию рыбу от трети норвежских производителей, поставлявших семгу и форель
Л.Федосеев/ ИТАР ТАСС

Россельхознадзор с 5 мая временно ограничивает ввоз в Россию охлажденной рыбы и вводит 100%-ную лабораторную проверку замороженной рыбы с 13 норвежских предприятий. Запрет связан с «неоднократным выявлением продукции, не соответствующей требованиям России и Таможенного союза», говорится в решении ведомства. Основная проблема – высокое микробное загрязнение охлажденной рыбы: листерии и сальмонеллы, объясняет представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко.

Всего право на поставки в Россию есть у 35 норвежских предприятий, сказал «Ведомостям» директор российского офиса Норвежского комитета по рыбе Ян Эйрик Йонсон. Россия, по его словам, – самый крупный покупатель норвежской красной рыбы в мире. За прошлый год Россия купила в Норвегии 104 000 т семги и 20 000 т форели на 490 млн евро.

Среди предприятий, которым запрещены поставки, есть средние и мелкие производители, на них в общей сложности приходилось 28,6% импорта лосося и 59,8% – форели в 2011 г., подсчитал исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. «От принятых мер в первую очередь пострадали крупнейшие импортеры, но дефицита на рынке не будет», – считает исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбная ассоциация) Роман Костак. «На рынке избыток рыбы, есть десятки мощнейших фабрик с общим объемом производства в разы больше российского потребления. Из отдельных игроков особо никто не пострадал, все помаленьку», – говорит и совладелец крупной рыботорговой компании. Поэтому, считает он, цены на импортную красную рыбу в рознице не изменятся.

Запретом поставок трети экспортеров российские ветеринары могут не ограничиться. «Дальнейшее поступление на территорию России продукции, не соответствующей требованиям законодательства Таможенного союза, неизбежно приведет к введению временных ограничений на ввоз охлажденной продукции со всех рыбоперерабатывающих предприятий Норвегии», – говорится на сайте Россельхознадзора. От норвежских коллег российское надзорное ведомство требует создать систему контроля за безопасностью экспортируемой продукции. «Сейчас у государственной службы по надзору за растениями, рыбой, животными и пищевыми продуктами Норвегии (Mattilsynet) нет полномочий для достаточного контроля», – говорит Алексеенко. Европейское и норвежское ветеринарное законодательство допускает незначительное присутствие листерий в рыбе, российское – нет и с этим связана коллизия, объясняет Гудков.

«Мы осознаем серьезность сложившейся ситуации и работаем над улучшением процедур мониторинга безопасности продукции, экспортируемой в Россию», – сказал «Ведомостям» заместитель директора по надзору Mattilsynet Оле Фьетланд. Над работой фабрик, которым был закрыт доступ к российскому рынку, установлен более тщательный надзор, добавил он.

Часть импортеров норвежской семги считают действия Россельхознадзора первым шагом к переделу российского рынка в пользу крупнейших его игроков. «В результате запрета 80% норвежской форели, поставляемой в Россию, после 5 мая окажется подконтрольной единственному российскому импортеру – Русской рыбной компании (входит в группу «Русское море»)», – утверждает Гудков из Рыбного союза (объединяет средних и мелких импортеров). После запрета поставок форели с нескольких предприятий осталось еще много предприятий, поставки с которых разрешены, и это крупнейшие поставщики форели, возражает гендиректор Русской рыбной компании Дмитрий Дангауэр. «Эксклюзивный контракт есть только с одним из них, остальные – предприятия открытого рынка. Так что нет никаких причин переживать», – считает он.

«Действия Россельхознадзора носят непрозрачный характер <...> и приводят к установлению монополизма на рыбном рынке», – говорится в заявлении Рыбного союза. Ведомство заинтересовано в создании открытого конкурентного рынка, на котором соблюдаются российские ветеринарные требования, парирует Алексеенко.