Дальневосточная корпорация развития бизнесу оказалась не нужна

Бизнес готов инвестировать в Дальний Восток и без создания специализированной госкомпании – его устроит сотрудничество с уже существующей «дочкой» ВЭБа

Пожелания бизнеса куда скромнее преференций, содержащихся в подготовленном Минэкономразвития законопроекте «О развитии Сибири и Дальнего Востока». Он предполагает создание госкомпании развития Восточной Сибири и Дальнего Востока: она должна привлекать дополнительные инвестиции, готовить и согласовывать проектную документацию, обеспечивать присоединение к сетям, помогать с разрешениями на строительство. Проект освобождает инвесторов от четырех налогов – НДС, земельного, на прибыль и имущество (как в «Сколково»). Лицензии на пользование недрами и лесами, а также земельные участки инвесторы по проекту могут получать без конкурса. Но создание такой госкомпании пока только обсуждается, нужно определить источники финансирования и механизм ее работы и главное – кандидатуру гендиректора, объясняет высокопоставленный федеральный чиновник. Законопроект о госкорпорации «инициативно подготовил» бывший министр чрезвычайных ситуаций Сергей Шойгу, объяснял и. о. первого вице-премьера Игорь Шувалов в интервью «Ведомостям»: сами разработчики и не хотели, чтобы проект был утвержден в «таком полном виде», это была «добросовестная провокация». Но если на пост гендиректора не найти достаточно «сильную личность», которая готова приводить инвесторов, развитием региона можно заниматься и через действующие институты, в том числе ВЭБ, добавил Шувалов.

Координационный совет РСПП в Дальневосточном федеральном округе, возглавляемый председателем совета директоров «Евраз груп» Александром Абрамовым, подготовил предложения по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона (копия документа есть у «Ведомостей»). Сегодня они будут обсуждаться в РСПП.

Центральным звеном государственно-частного партнерства бизнес предлагает сделать «дочку» ВЭБа – Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Фонд заработал в январе этого года, уставный капитал – 500 млн руб., до 2015 г. ВЭБ готов предоставить ему кредиты на 70 млрд руб., что предполагает реализацию проектов общей стоимостью 350 млрд руб. Пока фонд отбирает пилотные проекты, а представит их в июле на форуме АТЭС.

Частных партнеров государству предлагается отбирать на конкурсе, критерием должна быть «востребованность инфраструктуры производствами». Создаваться инфраструктура будет за счет компаний, а когда объект начнут эксплуатировать, государство постепенно вернет бизнесу инвестиции (размер и график выплат будет определен в контракте). Профинансировать эти платежи частично может, по мнению предпринимателей, государственный инвестфонд. Взамен бизнес хочет получить налоговые каникулы на начальной стадии проектов – затем налоги будут уплачены.

Еще предприниматели просят упростить процедуру строительства. На проекты, отобранные на конкурсе, предлагается распространить преференции, которые получают компании, участвующие в подготовке саммита АТЭС: упрощенный порядок утверждения проектной документации, прохождения экологической экспертизы, изъятия земельных участков и вырубки леса.

Нужны преференции и недропользователям: например, налоговые каникулы для компаний, занимающихся геологоразведкой за свой счет, пониженный НДПИ для золотодобывающих компаний, работающих на труднодоступных месторождениях.

Если главным институтом будет выбран дальневосточный фонд ВЭБа, его придется докапитализировать до 2 трлн руб. до 2018–2020 гг., говорил ранее Шувалов (по «Интерфаксу»).

Представитель «Евраз груп» не смог прокомментировать инициативы совета. Инфраструктурные проекты действительно могут оплачиваться инвесторами, потом вложенные средства возвращаются им регулярными платежами, объясняет директор дирекции государственно-частного партнерства ВЭБа Александр Баженов. Схема хорошо подходит для региона, производства ориентированы на внешние рынки, а платная инфраструктура сделает их менее конкурентоспособными, продолжает Баженов: «ВЭБ готов финансировать инвестиционные проекты по инфраструктуре».

Для развития региона действительно необходим «денежный мешок», считает гендиректор IRP Group Булат Столяров, создание базовой инфраструктуры – задача государства, а не частных инвесторов. Нужен не набор льгот, а программа развития с учетом территориальной специфики, указывает Столяров: есть добывающий, производственный, портовый пояса, и в зависимости от специализации требуются различные меры поддержки.