Шувалов поставил под сомнение предвыборную инициативу Путина

Первый вице-премьер не видит возможности принятия закона, исправляющего несправедливость приватизации 90-х гг.
С.Портер/ Ведомости

Первый вице-премьер Игорь Шувалов не видит возможности принятия закона, исправляющего несправедливость приватизации 1990-х гг. Найти решение этой проблемы в ходе президентской избирательной компании предлагал Владимир Путин.

"Можно ли это реализовать, если принять такое законодательство? Вряд ли. Мы не можем принимать законы, которые невозможно будет исполнить и которые будут носить исключительно политический характер. Это было бы справедливо, но, как говорят нам те, кто занимаются серьезно вопросами экономического регулирования и налогообложения, практически реализовать такой закон было бы крайне тяжело", - сказал Шувалов на брифинге после заседания правительства (цитаты по "РИА Новости").

Шувалов добавил, что большинство экспертов также склоняются к тому, что исправить нарушения, допущенные в ходе приватизации в 90-е гг., невозможно. "Если это надо было делать, то значительно раньше, поскольку у многих таких активов появились добросовестные приобретатели, которые к приватизации вообще не имели никакого отношения. А те, кто получил деньги, их вложили в большое количество различных проектов, включая зарубежные активы", - сказал Шувалов.

"Фактор в этом, конечно, присутствует... Если бы мы это сделали, это была бы некая поправка общественного мнения", - отметил вице-премьер, добавив, что на практике реализовать такие меры сейчас крайне затруднительно. Шувалов также заявил, что в ходе приватизации крупных активов, намеченных к продаже в ближайшие годы, необходимо не допустить второй волны несправедливой приватизации. "Приватизационные сделки должны быть реально одобрены населением", - сказал он.

Путин в предвыборной статье для "Ведомостей" в конце января написал, что согласен с распространенным в российском обществе мнением о "нечестной" приватизации 90-х гг. При этом он подчеркнул, что простой отъем этой собственности сейчас невозможен: он "привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы". "Кроме того, многие нынешние собственники этих активов формально являются добросовестными приобретателями. Они не нарушали принятых тогда законов. Многие из них модернизируют предприятия, вводят новые рабочие места, являются эффективными собственниками. Поведение их в период кризиса 2009-2010 гг. показало, что существенно выросла и социальная ответственность бизнеса", - писал Путин.

Однако уже в начале февраля на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) кандидат в президенты Путин предложил бизнесменам вместе подумать над тем, как закрыть проблемы «нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких аукционов». В 1990-е гг., по его мнению, «бизнес нередко сводился к простому дележу государственного пирога» и надо эту страницу истории перевернуть, ввести «либо разовый взнос, либо еще что-то такое». В этом заинтересовано не только общество в целом, но и в первую очередь сам предпринимательский класс, рассуждал Путин, ведь это поможет восстановить доверие общества к бизнесу.

Инициатива Путина застала врасплох чиновников экономического блока. Политики называли ее предвыборным ходом. Но пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков обещал, что «слова премьера не останутся просто словами»: "будет дано поручение этот механизм разработать".

Единственная страна, которой удалось взять подобный налог с приватизации, — Великобритания: в 90-е гг. прошлого века был введен так называемый windfall tax — налог на «доходы, принесенные ветром». Стоимость компании оценивалась как средняя чистая прибыль за четыре года после приватизации, умноженная на средний коэффициент отношения цены акции к доходу на акцию. Из этой суммы вычитали уплаченные в момент продажи акций деньги и получали итоговую разницу, которая облагалась налогом в 23%. Заплатить его были вынуждены BAA (British Airports Authority), British Gas, British Telecom, British Energy, Centrica, всего 30 компаний доплатили 5,2 млрд фунтов.