"Глонасс" поставят на миллион автомобилей

У российской навигационной системы есть три-четыре года, чтобы опередить европейскую Galileo и китайскую Compass
А.Махонин/ Ведомости

Государство намерено расширять финансирование системы "Глонасс" со стороны частных инвесторов. Согласно поручению правительства, опубликованному на прошлой неделе, федеральным сетевым оператором навигационной системы "Глонасс" отныне будет некоммерческое партнерство (НП) "Содействие развитию и использованию навигационных технологий". С 2009 г. единственным федеральным оператором "Глонасс" была компания "Навигационно-информационные системы" (НИС), 70% которой принадлежит АФК "Система", а 30% ― "Российским космическим системам". Теперь НИС ― лишь один из участников НП, в которое также вошли "Мегафон", "Яндекс", интернет-провайдер "РТКомм" ("дочка" "Ростелекома"), "Сумма телеком" Зиявудина Магомедова  и ассоциация разработчиков, производителей и потребителей навигационного оборудования и приложений "Глонасс/ГНСС ― форум".

Правительство завершило согласование всех документов, необходимых для внедрения приемников навигационной системы "Глонасс" на транспорте, сообщил "Ведомостям" чиновник аппарата правительства.

Как сообщалось в начале года, с 1 января 2013 г. оснащение пассажирского транспорта и грузовиков, перевозящих опасные грузы, навигацией "Глонасс" будет обязательным (приказ Минтранса не распространяется на легковой пассажирский транспорт; такси в обязательном порядке будут оснащаться навигацией "Глонасс" с 1 января 2014 г.). Терминалы позволят отслеживать безопасное передвижение по стране около 1 млн автомобилей, уточнил собеседник "Ведомостей".

Ключевым моментом согласования были параметры навигационного оборудования терминалов, рассказал он: в случае задержки согласования существовала опасность, что предприятия не успеют к январю произвести необходимое количество оборудования и сроки внедрения российского конкурента системы GPS (США) на транспорте будут сорваны. Это для России было бы крайне нежелательно, так как благоприятное "окно возможностей" для реализации рыночного потенциала "Глонасс" ограничено всего тремя-четырьмя годами ― до развертывания систем Galileo (Евросоюз) и Compass (Китай). После того как положительные заключения в Минтранс предоставили Минсвязи и Минпром, может стартовать производство навигационных приборов.

Следующим этапом внедрения "Глонасс" должно стать оснащение к 2014 г. всех автомобилей навигационным оборудованием и введение в промышленную эксплуатацию системы экстренного реагирования "ЭРА Глонасс" (в случае аварии спутник определяет местоположение автомобиля, а вызов службы спасения производится либо автоматически, либо водителем).

С тем чтобы без задержек к этому сроку внедрение систем "Глонасс" проводилось регионами (разработаны пока только 15 программ), правительство решило пересмотреть параметры федерального бюджета на 2013 г., выделив дополнительно 32 территориям, по которым проходят автомобильные маршруты Север - Юг, Восток - Запад, 3 млрд руб. (всего по ФЦП до 2020 г. государство собиралось потратить на проект 326 млрд).

Чиновник в аппарате правительства объясняет расширение числа участников проекта необходимостью привлечь на рынок больше инвестиций, ускорить его коммерциализацию и глобализацию. По его словам, только в 2013 г. на оснащение связью транспортных коридоров Север - Юг, Восток - Запад сотовые операторы, по предварительным договоренностям, потратят более 2,5 млрд руб.