Российское кино провалилось в весеннем прокате

После успешного начала года весной российские фильмы в прокате стали проваливаться. Из 14 стартовавших в апреле – мае российских картин получил прибыль только один – комедия «Няньки»

По данным журнала «Кинобизнес сегодня», «Няньки» заработали $5,75 млн при бюджете $1,7 млн. В апреле – мае этого года результаты российских картин были все же лучше, чем год назад, – тогда провалились все отечественные фильмы, отмечает редактор отдела статистики «Кинобизнес сегодня» Сергей Лавров. В первые три месяца 2012 г. российские фильмы в прокате демонстрировали хороший результат: в январе они получили 40% от общей суммы кассовых сборов, в феврале и марте – 35 и 30% соответственно, говорит Лавров. На 3 июня с учетом результатов апреля – мая доля кассовых сборов отечественных лент в российском кинопрокате составила 19,6% кассы ($113,6 млн из $579,62 млн).

Сравнивать такие короткие периоды некорректно, поскольку фильмы выходят неравномерно, передал директор по кинопрокату кинокомпании «Централ партнершип» Вадим Верещагин: большие русские картины чаще выходят осенью и зимой, а с середины апреля до середины августа идет «голливудский сезон» – практически каждую неделю выходят крупнобюджетные американские блокбастеры.

Объем бюджетной поддержки кинопроизводства будет зависеть от эффективности работы продюсеров, критерием эффективности должна стать доля кинокассы, которую собирают фильмы крупнейших отечественных кинокомпаний, рассказывали «Ведомостям» в марте три участника заседания попечительского совета Государственного кинофонда.

Кинофонд создан для поддержки производства массового кино, он распределяет равные суммы между так называемыми лидерами – крупнейшими кинокомпаниями в России, а также поддерживает социально значимые фильмы и анимацию. Чиновники рассчитывали, что, инвестируя в самых эффективных продюсеров, государство обеспечит «качественный рывок» в отечественной киноиндустрии. В список лидеров попали «Три тэ» (Никита Михалков), «Дирекция кино» (Анатолий Максимов и «Первый канал»), «Централ партнершип» («Профмедиа»), Art Pictures (Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский), СТВ (Сергей Сельянов), «Профит» (Игорь Толстунов) и «Базелевс» (Тимур Бекмамбетов).

Вчера стало известно, что этот список поменялся: попечительский совет кинофонда увеличил число лидеров, которые получат его деньги, с 7 до 10. Из списка выбыла компания «Профит», сообщил фонд, зато в него попали «Реал Дакота» Рената Давлетьярова, «Рок» Алексея Учителя, «Коктебель» Романа Борисевича и «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова. В этом году фонд распределит между этими компаниями 2,245 млрд руб.

В 2011 г. фильмы лидеров, поддержанные из бюджета, собрали 9,6% общей кассы в России (она составила 35,3 млрд руб.). В 2012 г. фильмы продюсеров, которые получают деньги из госбюджета, должны собрать не менее 12% от общей кинокассы России. Вряд ли удастся выполнить план, считает Лавров: летом выходит 2–3 российские картины в месяц, на осень также не запланировано громких премьер.