Конкуренция снижает эффективность магазинов

Розничным сетям все сложнее увеличивать эффективность использования торговых площадей, говорится в исследовании Infoline и Retailer. Виноваты растущая конкуренция и экспансия в регионы с более низкими доходами населения

Темпы роста выручки с квадратного метра площади 100 крупнейших розничных сетей в России в 2011 г. были почти в три раза ниже, чем динамика оборота розничной торговли. Продажи на квадратный метр в первой сотне ритейлеров увеличились за прошлый год на 5,9%, в то время как оборот розничной торговли в целом – на 15,65%, говорится в исследовании аналитического агентства Infoline и издательского дома Retailer.

Российские ритейлеры по итогам прошлого года получали в среднем $7800 с 1 кв. м в год, подсчитали авторы исследования. Самые высокие темпы роста выручки с 1 кв. м в год показали продавцы бытовой техники и электроники (8,3%), а также строительных материалов и товаров для дома (9,4%). Крупнейшие российские универсальные сети росли на уровне рынка, а у одежных ритейлеров выручка с 1 кв. м снижалась из-за роста торговых площадей, говорится в исследовании.

Абсолютными лидерами по эффективности использования торговых площадей остаются торговцы малогабаритной, но дорогой техникой, которым не нужны большие магазины: это re:Store Retail Group (монобрендовые магазины Apple, Sony, Lego и др. – $32 000 c 1 кв. м в год) и «Связной» ($20 300 в год). Преуспели и торговцы премиальными товарами: «Азбука вкуса», например, получила в прошлом году в среднем $23 000 выручки с 1 кв. м торговой площади, а группа Bosco di Ciliegi – $18 700.

Среди крупнейших ритейлеров, торгующих товарами повседневного спроса, эффективнее конкурентов использует площади сеть «Ашан», следует из обзора. Ритейлер получает в среднем по $14 500 с 1 кв. м в год против $13 300 у сети «Пятерочка», $11 800 у «О’кей», $7200 у «Магнита» и $8200 у «Седьмого континента».

При этом сетям за год не удалось значительно увеличить этот показатель: например, у X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») он вырос на 1%, у «Седьмого континента» и вовсе снизился на 1,2%. У «Магнита» рост составил 6%.

Конкуренция в крупных городах возрастает, новые магазины перетягивают часть потока покупателей, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «В городе Крымске, где живет около 90 000 человек и работает восемь маленьких «Магнитов», мы открыли гипермаркет. Хотя выручка сети в городе выросла, продажи старых магазинов сразу упали на 25%», – подтверждает представитель «Магнита» Олег Гончаров. Именно конкуренцией, в том числе со своими собственными магазинами, крупнейшие ритейлеры в конце 2011 г. объясняли замедление роста сопоставимых продаж в магазинах, работающих больше года.

Из-за роста конкуренции в мегаполисах ритейлеры активнее развиваются в регионах, но уровень доходов населения там ниже и, как следствие, продажи в пересчете на торговую площадь тоже снижаются, объясняет Бурмистров.

У международных ритейлеров уровень продаж с 1 кв. м площади часто еще ниже, чем в России, продолжает он. Например, у крупнейшей мировой розничной сети Walmart этот показатель в США составляет около $4000 на 1 кв. м, у Tesco за пределами Великобритании – около $10 000 c 1 кв. м. Но и ставки аренды у них, как правило, значительно ниже, чем в России, отмечает эксперт. Российским же сетям в условиях дефицита торговых площадей и постоянного роста арендных ставок приходится бороться за эффективность их использования, а также открывать магазины не на самых удобных площадках, объясняет Бурмистров динамику рынка. За 2011 г. ставки аренды в торговых центрах городов-миллионников выросли на 10–12%, подсчитали аналитики консалтинговой компании GVA

Sawyer. Из-за нестабильной экономической ситуации в этом году сильного роста ставок ждать не следует, но как минимум к 5%-ному повышению ритейлеры могут готовиться, прогнозируют они.