«Транснефти» предложено купить «лицензию» на работу в Амурской области

Запуск второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан под вопросом: «Транснефть» не может согласовать техническую документацию с Амурской областью
Г.Сысоев/ ИТАР-ТАСС

Строительство второй очереди ВСТО началось в 2010 г. и обошлось «Транснефти» более чем в 300 млрд руб. (см. врез). Проекту присвоен статус стратегического: трубопровод призван не только вывести российскую нефть на перспективные азиатские рынки, но и способствовать превращению восточносибирского сорта нефти ESPO в ценовой эталон для Азиатско-Тихоокеанского региона.

Соглашения о поддержке региона – обычная практика, говорят сотрудники нескольких крупных топливно-энергетических компаний. Только что аналогичный документ с администрацией Московской области подписала «Роснефть»: в обмен на площадку под Коломной для нового НПЗ она согласилась построить многофункциональный ледовый дворец.

ВСТО

Нефтепроводная система. Первая очередь: 2694 км мощностью 30 млн т в год от Тайшета (Иркутская обл.) до Сковородино (Амурская обл.). Далее половина нефти идет по железной дороге до Козьмино, остальное – в Китай. Проект введен в декабре 2009 г., его стоимость составила 389,4 млрд руб. Вторая очередь: 2100 км нефтепровода от Сковородино до Козьмино с одновременным увеличением мощности всей системы до 50 млн т; план по запуску – 2012 г., стоимость – 326,9 млрд руб. Еще 72,7 млрд руб. потребуется на расширение первой очереди трубы.

Торжественный запуск второй очереди должен состояться в декабре, не раз обещала «Транснефть». Но теперь этот срок под вопросом: компания не может согласовать документы на землеотвод с властями Амурской области.

Участок, по которому проходит трубопровод, относится к землям сельскохозяйственного назначения и должен быть переведен в категорию промышленных земель. Власти не против: участок не представляет интереса для сельского хозяйства, пишет министр сельского хозяйства Амурской области Сергей Вологдин «Дальнефтепроводу» (копия письма от 15 июня есть у «Ведомостей»). Но согласование землеотвода чиновник увязывает с соглашением об экономической поддержке региона.

На заключении такого соглашения настаивает и министр экономического развития области Марина Дедюшко – в письме к гендиректору «Связьтранснефти» Виктору Вашкевичу (копия письма от 18 июня есть у «Ведомостей»).

Представитель «Транснефти» подтверждает, что у монополии трудности с согласованием в Амурской области, но переговоров с властями региона не комментирует. Представители минсельхоза и правительства Амурской области подтвердили «Ведомостям» факт переписки, но от комментариев отказались.

«Транснефть» должна выплатить региону компенсацию за землю, говорил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев в ходе визита в Благовещенск: «Транснефть» развивается, а пашню забрали и не дают никакой компенсации. У меня б трубу они не построили – она пошла бы мимо Хабаровского края. Ссориться не хочется, надо решать вопросы по-хорошему».

«Это прямой шантаж, – возмущен сотрудник «Транснефти», – но сроки горят, так что придется договариваться». Монополия готова взять на себя обязательства ежегодно выплачивать в бюджет области не менее 1,5 млрд руб. налогов (до 2014 г.), а также построить в регионе несколько объектов, знает собеседник «Ведомостей»: 23 многоквартирных дома (оценочная стоимость строительства – 1,99 млрд руб.), несколько автодорог (1,2 млрд), школу (около 400 млн), детсад (около 150 млн) и спортивный центр с бассейном (319 млн). Такие предложения монополия внесла в проект документа о поддержке региона, но чиновники области его не согласовали, говорит сотрудник «Транснефти»: администрация хочет сама определить перечень проектов, на которые «Транснефть» даст деньги.

«Транснефть» уже спонсирует один проект в Амурской области: в 2011–2012 гг. компания перечислила 28 млн руб. на строительство горнолыжного центра под Благовещенском, следует из материалов на сайте «Транснефти».

«У нас такие соглашения есть со всеми ключевыми для компании регионами, – рассказывает один из опрошенных «Ведомостями» сотрудников топливно-энергетических компаний, – это существенно облегчает работу и снимает бюрократические барьеры». По сути, это покупка лицензии на деятельность в регионе, согласен другой: компании помогают латать дыры в региональных бюджетах и, как правило, контролировать целевое использование денег не могут.