Минтранс рекомендовал приватизировать НМТП через биржу

Война за госпакет НМТП, на который претендуют «Роснефть» и группа «Сумма», продолжается. Как стало известно «Ведомостям», Минтранс исследовал вопрос по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова и высказался за приватизацию НМТП через биржу – это дает «Сумме» больше шансов
PhotoXpress

Государство уже лет 10 собирается приватизировать свои 20% НМТП, но каждый раз откладывает. Теперь этот актив стоит в плане приватизации на 2011–2013 гг. Но неизвестны ни точные сроки продажи, ни форма, в которой она пройдет.

20% НМТП, принадлежащие государству, и 5%, подконтрольные структурам РЖД, должны быть проданы «Роснефти», написал в январе Владимиру Путину тогдашний вице-премьер Игорь Сечин: актив стратегически важен, поэтому им должна владеть именно госкомпания. С ним согласен один из двух основных владельцев НМТП – «Транснефть» (которая пополам с «Суммой» держит контрольный пакет НМТП): передача госпакета порта «Роснефти» гарантирует «защиту стратегических интересов» России и обеспечит поступление в бюджет «всей рыночной стоимости 20% акций порта», написал в апреле Путину президент «Транснефти» Николай Токарев.

Но против этой схемы выступал вице-премьер Игорь Шувалов. По его мнению, пакет должен быть продан на открытом рынке. Контраргумент Сечина на это – риск монополизации порта: купить госпакет на открытых торгах могут «Транснефть» или группа «Сумма», которые замкнут перевалку в порту на себя в ущерб другим участникам рынка.

«Мы не хотим, чтобы экспортеры товаров пострадали, – соглашался Шувалов. – Там сложная ситуация, решили дополнительно разобраться и тогда определиться, как приватизировать». В феврале он поручил Минтрансу исследовать вопрос. В состав межведомственной комиссии также вошли представители Минэкономразвития, Росимущества и Росморречфлота.

Результаты проделанной работы они представили 27 июня (копия заключения есть у «Ведомостей»). Из-за низкой ликвидности (среднедневной оборот на LSE в 2011–2012 гг. – $300 000–500 000) текущие котировки НМТП не отражают реальную стоимость актива: бумаги недооценены на 32–38%, заключили проверяющие. Но за последние несколько лет, продолжают они, в транспортной отрасли сформировался круг инвесторов, готовых платить больше рыночной цены. При этом во всех случаях двусторонних сделок, когда число претендентов по каким-либо причинам ограничивалось, сделки проходили по цене, сопоставимой со среднерыночной либо даже ниже ее. Поэтому продажа госпакета НМТП на открытом рынке представляется более целесообразной.

Появление нового стратегического акционера – дополнительный риск для компании, решили чиновники: рынок опасается, что это может помешать реализации стратегии НМТП, которая была позитивно воспринята инвесторами (в течение месяца со дня ее публикации бумаги компании на LSE подорожали на 28,3%).

«У нынешних собственников есть все права на реализацию утвержденной стратегии, новый акционер, кем бы он ни был, этим планам не помешает», – возражает источник, близкий к мажоритариям НМТП. Президент группы «Сумма» Александр Винокуров передал через пресс-службу: «Решение об участии в приватизации госпакета в НМТП будет принято после того, как будут известны все условия. У нас нет задачи купить его любой ценой». По его мнению, увеличение доли «Суммы» – только плюс для НМТП: «Результаты деятельности нынешних собственников говорят сами за себя: выручка за год увеличилась на 65%, EBITDA – на 32%».

Представители «Транснефти» и «Роснефти» от комментариев отказались.