Вступление в ВТО депутаты хотят использовать для поддержки бизнеса

Ратификацию протокола о вступлении России в ВТО депутаты собираются использовать для поддержки бизнеса. Правительство получит 148 рекомендаций – от замены НДС на налог с продаж и льняной одежды для госслужащих до преференций при госзаказе и многомиллиардных субсидий
М.Стулов/ Ведомости

Завтра депутаты планируют рассмотреть и принять закон о ратификации протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению, учредившему Всемирную торговую организацию (ВТО). Депутаты проголосуют и за рекомендации правительству, следует из проекта постановления Госдумы (есть у «Ведомостей»).

Депутаты попросят до 1 октября разработать стратегию защиты национальных интересов России в ВТО, а также план соответствующих законов и нормативных актов. В приложении к постановлению собрано 148 рекомендаций – как отраслевых, так и системного характера. Эти рекомендации отобраны в том числе с участием представителей правительства из тех 439 предложений, что поступили от депутатов, бизнеса и ведомств, говорит председатель комитета по экономической политике Игорь Руденский. От правительства в подготовке предложений участвовал руководитель делегации на переговорах по вступлению в ВТО Максим Медведков. Рекомендации поддержаны комитетом и фракцией «Единой России», говорит Руденский.

Предложения, собранные в разделе «Системные меры», не скованы темой ВТО: здесь и взимание НДС после продажи товара или его замена на налог с продаж, и снижение до 15% налога на прибыль для финансовых компаний, вкладывающих дивиденды в капитал, и ограничение роста тарифов, и даже увеличение коэффициента монетизации экономики до 70%. Руденский считает, что все эти идеи напрямую влияют на конкурентоспособность российской промышленности: например, меры по монетизации экономики и поддержке финансовых организаций могут удешевить кредитные ресурсы, стоимость которых в России значительно выше, чем у многих других членов ВТО.

В отраслевых разделах предложения поделены по темам. Есть предельно конкретные идеи: например, текстильной промышленности поможет ношение чиновниками льносодержащей одежды. Есть более общие: отраслевики просят преференций при госзакупках и субсидий. Одни сформулированы жестко (17 млрд руб. субсидий на 10 лет производителям высококачественной говядины), другие допускают вариативность (дать рисоводам субсидий на 1–1,3 млрд руб. в год), третьи оставляют вопросы: выделить 0,5 млрд руб. в течение пяти лет (кому?), выделить 2,5 млрд руб. производителям сыров (в течение какого срока?); четвертые ставят в тупик: выделить птицефабрики в отдельную категорию потребителей электроэнергии (зачем?).

Далеко не все предложения правительству настолько радикальны. Часть из них соответствует уже принятым решениям: это и расширение инвестиционных налоговых льгот, и отраслевые льготы по страховым взносам (например, 26% вместо 30% для текстильной промышленности), и преференции при госзакупках. Есть просьбы ускорить принятие технических регламентов, упростить сертификацию, унифицировать различные правила с мировыми стандартами (см. www.vedomosti.ru).

Главное – чтобы принятые меры поддерживали развитие промышленности, говорит директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков.

«По налогу с продаж точка невозврата, боюсь, пройдена, а вот предложения по инвестиционным льготам могут быть поддержаны, они – в русле утвержденной правительством налоговой политики», – продолжает Беляков. Рекомендации будут изучены, обещает он, но лучше бы предлагать их в начале года при подготовке направлений налоговой политики на следующие три года.

Едва ли не самый обширный список предлагаемых мер – 42 пункта – касается агропромышленного комплекса. В основном депутаты предлагают налоговые льготы, прямые субсидии и «бюджетные инвестиции», субсидирование процентных ставок по модернизационным кредитам и реструктуризацию задолженностей. Предлагается изменить механизм работы одной из самых главных мер, которой пользовался Минсельхоз, чтобы увеличить производство мяса: бюджетные субсидии на компенсацию процентной ставки по инвесткредитам предлагается перечислять из бюджета напрямую банку-кредитору, минуя сельскохозяйственных товаропроизводителей. А чтобы обеспечить технологическую модернизацию сельского хозяйства – предоставлять переработчикам кредиты и бюджетные компенсации до 25–35% затрат на покупку нового оборудования.

У бизнеса отношение к этим предложениям неоднозначное. Основной владелец аграрной группы Valars Кирилл Подольский называет предложение по государственной сертификации экспортного зерна позором страны: эти функции должны взять на себя независимые инспекционные компании. А вот предложение выплачивать субсидии по процентным ставкам на инвесткредиты напрямую банку Подольский считает правильным: «Сейчас предприятие сначала полностью рассчитывается с банком по кредиту и ставкам, а потом ждет перечисления субсидии».

Рекомендация увеличить ввозные пошлины на прицепную и навесную сельхозтехнику до 15% противоречит условиям вступления в ВТО, комментирует совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин, поэтому вряд ли пройдет. От обнуления ставки НДС на сельхозтехнику теоретически выиграют конечные потребители, продолжает он, но непонятен механизм использования этой меры. «С нами эти меры не обсуждались», – утверждает Бабкин, гораздо эффективнее для поддержки отрасли было бы не вступать в ВТО.

Не нужно удивляться, что под такое событие, как вступление в ВТО, подстраиваются лоббистские проекты, объясняет замруководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме Оксана Дмитриева: эти же идеи вбрасываются для поддержки и малого бизнеса, и инноваций. Какая-то их часть, по практике, будет одобрена, констатирует она.