Утилизационный сбор для граждан могут сделать символическим

Минпромторг предлагает сделать символическим размер утилизационного сбора при импорте автомобилей физическими лицами. Сбор нужен для компенсации снижения пошлин на машины после вступления в ВТО. А уменьшать их для частников Россия, как оказалось, не обещала
А.Махонин/ Ведомости

Минпромторг опубликовал на сайте проект постановления правительства о ставках утилизационных сборов на автомобили. Сейчас документ находится на межведомственном согласовании, говорит представитель министерства.

Базовая ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей предлагается в размере 20 000 руб. В зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля (новый или старше трех лет) ставка будет умножаться на повышающий коэффициент. Минимальный – 1,34 (26 800 руб.) – будет для новых и подержанных электромобилей, а также новых автомобилей с объемом двигателя не более 2 л. Для таких же, но подержанных машин коэффициент вырастет до 8,26, а размер сбора – до 165 200 руб. Максимальный коэффициент для новых машин – 5,5 (110 000 руб.). Его предлагается установить для автомобилей с объемом двигателя более 3,5 л. Для таких же подержанных коэффициент возрастает до 35,01 (700 200 руб.).

При этом для физлиц коэффициенты предлагается сделать, наоборот, понижающими. Для новых автомобилей – 0,15, для машин старше трех лет – 0,25. Получается, сбор для частников составит 3000–5000 руб. Это будет способствовать росту ввоза подержанных автомобилей и активизирует серый импорт, опасается президент «Фаворит моторс» Владимир Попов. Соответственно, государство может не получить нужного эффекта от борьбы с автохламом, добавляет он.

Утилизационный сбор чиновники придумали, чтобы компенсировать снижение импортных пошлин после вступления в ВТО. В первый же год должны быть отменены «кризисные» пошлины, введенные в конце 2008 г. Ставки на импорт новых легковушек снизятся с 30 до 25%, а грузовиков и автобусов – с 25 до 10–15%. Затем в течение семи лет пошлины на легковые машины опустятся до 15%, а на грузовики и автобусы – до 10%.

Но все эти обязательства касаются только пошлин для юрлиц, указывает замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Ставки платежей для физлиц после вступления России в ВТО не изменятся, поэтому-то вводить для них высокий утилизационный сбор и не предполагается, добавляет Рахманов. С 2011 г. при ввозе автомобиля в пределы Таможенного союза физлица уплачивают только единый таможенный сбор (объединяет пошлину, НДС и акциз), ставки которого зависят от возраста автомобиля и объема двигателя.

При этом пошлины на ввоз автомобилей старше семи лет являются запретительными.

Сейчас, по оценкам «Автостата», в Россию ежегодно завозится частниками 100 000–150 000 автомобилей – в основном подержанных. Серый импорт в Россию Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат», оценивает в несколько тысяч автомобилей в год.

Несмотря на высокие пошлины на ввоз подержанных иномарок, в России остались люди, зарабатывающие на импорте автомобилей, говорит Михаил Лезжов, руководитель отдела маркетинга торговой площадки «Формула-91», специализирующейся на подержанных автомобилях. Сейчас чаще всего везут совсем свежие автомобили средней ценой 1 млн руб., уточняет он. Ввоз автомобилей самой востребованной на российском рынке ценовой категории – 200 000–300 000 руб. – не имеет экономического смысла из-за высоких пошлин.

Впрочем, даже если бы пошлины для физлиц и снижались, это вряд ли привело бы к изменению структуры импорта автомобилей, уверен Удалов. Ведь сейчас автомобили в Россию ввозят сами автопроизводители, указывает он.

Получить комментарии в Минэкономразвития и Минфине вчера не удалось. Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался.

Для коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей предложена базовая ставка утилизационного сбора в размере 150 000 руб., коэффициенты в зависимости от возраста машины и полной массы колеблются в пределах 0,9–12,56. Для автобусов (с такой же базовой ставкой) – от 1,18 до 8,31.

«Мы считаем, что утилизационный сбор позволит создать действенный механизм обновления транспортного парка», – говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Основной риск при вступлении России в ВТО – это снижение пошлин на подержанные автомобили, что приведет к старению российского автопарка и крайне негативно повлияет на безопасность, надежность и экономичность перевозок, отмечает она. На данный момент уже около 50% парка автобусов и тяжелых грузовиков и около 25% легких коммерческих автомобилей в России старше 15 лет. В такой ситуации создание системы утилизационного сбора позволит решить проблему переработки автохлама и создать основу для обновления автопарка страны, указывает Матвеева.

Размеры базовой ставки и коэффициентов в сегменте грузовиков, которые сейчас предлагает Минпромторг, примерно на том же уровне, что и те, которые обсуждались ранее, говорит директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. Сбор поможет очистить рынок от автохлама, соглашается он. Но серьезного изменения в продажах после введения утилизационного сбора компания не прогнозирует, сказал Афанасьев: данная система компенсирует снижение таможенных пошлин после вступления России в ВТО.