Статья опубликована в № 3155 от 31.07.2012 под заголовком: Частное исключение

Утилизационный сбор для граждан могут сделать символическим

Минпромторг предлагает сделать символическим размер утилизационного сбора при импорте автомобилей физическими лицами. Сбор нужен для компенсации снижения пошлин на машины после вступления в ВТО. А уменьшать их для частников Россия, как оказалось, не обещала
А.Махонин / Ведомости

Минпромторг опубликовал на сайте проект постановления правительства о ставках утилизационных сборов на автомобили. Сейчас документ находится на межведомственном согласовании, говорит представитель министерства.

Базовая ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей предлагается в размере 20 000 руб. В зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля (новый или старше трех лет) ставка будет умножаться на повышающий коэффициент. Минимальный – 1,34 (26 800 руб.) – будет для новых и подержанных электромобилей, а также новых автомобилей с объемом двигателя не более 2 л. Для таких же, но подержанных машин коэффициент вырастет до 8,26, а размер сбора – до 165 200 руб. Максимальный коэффициент для новых машин – 5,5 (110 000 руб.). Его предлагается установить для автомобилей с объемом двигателя более 3,5 л. Для таких же подержанных коэффициент возрастает до 35,01 (700 200 руб.).

При этом для физлиц коэффициенты предлагается сделать, наоборот, понижающими. Для новых автомобилей – 0,15, для машин старше трех лет – 0,25. Получается, сбор для частников составит 3000–5000 руб. Это будет способствовать росту ввоза подержанных автомобилей и активизирует серый импорт, опасается президент «Фаворит моторс» Владимир Попов. Соответственно, государство может не получить нужного эффекта от борьбы с автохламом, добавляет он.

Утилизационный сбор чиновники придумали, чтобы компенсировать снижение импортных пошлин после вступления в ВТО. В первый же год должны быть отменены «кризисные» пошлины, введенные в конце 2008 г. Ставки на импорт новых легковушек снизятся с 30 до 25%, а грузовиков и автобусов – с 25 до 10–15%. Затем в течение семи лет пошлины на легковые машины опустятся до 15%, а на грузовики и автобусы – до 10%.

Но все эти обязательства касаются только пошлин для юрлиц, указывает замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Ставки платежей для физлиц после вступления России в ВТО не изменятся, поэтому-то вводить для них высокий утилизационный сбор и не предполагается, добавляет Рахманов. С 2011 г. при ввозе автомобиля в пределы Таможенного союза физлица уплачивают только единый таможенный сбор (объединяет пошлину, НДС и акциз), ставки которого зависят от возраста автомобиля и объема двигателя.

При этом пошлины на ввоз автомобилей старше семи лет являются запретительными.

Сейчас, по оценкам «Автостата», в Россию ежегодно завозится частниками 100 000–150 000 автомобилей – в основном подержанных. Серый импорт в Россию Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат», оценивает в несколько тысяч автомобилей в год.

Несмотря на высокие пошлины на ввоз подержанных иномарок, в России остались люди, зарабатывающие на импорте автомобилей, говорит Михаил Лезжов, руководитель отдела маркетинга торговой площадки «Формула-91», специализирующейся на подержанных автомобилях. Сейчас чаще всего везут совсем свежие автомобили средней ценой 1 млн руб., уточняет он. Ввоз автомобилей самой востребованной на российском рынке ценовой категории – 200 000–300 000 руб. – не имеет экономического смысла из-за высоких пошлин.

Впрочем, даже если бы пошлины для физлиц и снижались, это вряд ли привело бы к изменению структуры импорта автомобилей, уверен Удалов. Ведь сейчас автомобили в Россию ввозят сами автопроизводители, указывает он.

Получить комментарии в Минэкономразвития и Минфине вчера не удалось. Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался.

Для коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей предложена базовая ставка утилизационного сбора в размере 150 000 руб., коэффициенты в зависимости от возраста машины и полной массы колеблются в пределах 0,9–12,56. Для автобусов (с такой же базовой ставкой) – от 1,18 до 8,31.

«Мы считаем, что утилизационный сбор позволит создать действенный механизм обновления транспортного парка», – говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Основной риск при вступлении России в ВТО – это снижение пошлин на подержанные автомобили, что приведет к старению российского автопарка и крайне негативно повлияет на безопасность, надежность и экономичность перевозок, отмечает она. На данный момент уже около 50% парка автобусов и тяжелых грузовиков и около 25% легких коммерческих автомобилей в России старше 15 лет. В такой ситуации создание системы утилизационного сбора позволит решить проблему переработки автохлама и создать основу для обновления автопарка страны, указывает Матвеева.

Размеры базовой ставки и коэффициентов в сегменте грузовиков, которые сейчас предлагает Минпромторг, примерно на том же уровне, что и те, которые обсуждались ранее, говорит директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. Сбор поможет очистить рынок от автохлама, соглашается он. Но серьезного изменения в продажах после введения утилизационного сбора компания не прогнозирует, сказал Афанасьев: данная система компенсирует снижение таможенных пошлин после вступления России в ВТО.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать