Статья опубликована в № 3155 от 31.07.2012 под заголовком: Страховка на старте

Минпромторг придумал, как помочь производителю SSJ

Минпромторг придумал, как помочь производителю SSJ: авиастроители должны получать не только госгарантии по кредитам, но и субсидирование ставок
ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»

Владельцы: государственная ОАК (75% минус 1 акция через холдинг «Сухой»), итальянская Alenia Aeronautica. Финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – $77,7 млн, операционный убыток – $69,6 млн, чистый убыток – $171,5 млн, Долгосрочный долг – $872,97 млн, краткосрочный – $593,92 млн.

Производитель региональных лайнеров SSJ – «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – должен получить возможность привлекать долгосрочные кредиты на 15 лет со ставкой 2,5–3%, заявил вчера замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. Для этого государство не только должно выдавать гарантии по кредитам, но и субсидировать разницу в ставках, цитирует чиновника агентство «Прайм». Иначе, как заметил Слюсарь, российский авиапром не догонит конкурентов: «Когда мы получаем кредит не на 15 лет, а на 5 и не под 3%, а под 9,5%, мы проигрываем гонку».

У Минпромторга есть предложения на этот счет, в августе их планируется направить в другие министерства, отметил Слюсарь, но деталей не уточнил. Лишь заметил, что инициатива будет касаться не только ГСС, но и любых компаний, которые участвуют в создании новой авиационной техники с выходом на внешние рынки. Представители Минпромторга от дополнительных комментариев отказались.

Совсем недавно Счетная палата указывала, что программа SSJ под вопросом: бюджетное финансирование фактически прекратилось, при этом у ГСС серьезный долг (см. справку), и есть риск, что денег для серийного производства просто не хватит. Хотя в портфеле ГСС твердые заказы на 179 лайнеров (данные самой компании).

Сколько ГСС нужно кредитных средств, не известно. Пока конкретные параметры кредитования под более низкие ставки не обсуждались, отмечает представитель основного владельца ГСС – государственной ОАК. Впрочем, корпорация, «разумеется», заинтересована в возможности получения кредитов на срок от восьми лет со ставкой не выше 4–5%, добавляет собеседник: кредитный портфель ГСС – $1,5 млрд, рефинансирование позволит снизить затраты и расширить производственную базу, ведь 80% продаж ориентировано на внешних заказчиков.

В декабре Внешэкономбанк уже согласился выдать ГСС кредит на $1 млрд для рефинансирования долга. Ставка не раскрывается. Но кредит, по данным ГСС, выдан на 12 лет с каникулами на 3 года. В апреле Владимир Путин, будучи премьером, поручил Минфину и Минпромторгу рассмотреть вопрос о госгарантиях по этому кредиту. И гарантии заложены в бюджете, говорит представитель Минфина.

Обсуждается ли вопрос о субсидировании ставок, он комментировать не стал. Хотя ГСС такая помощь не помешает: прошлогодние расходы компании по процентам – почти $103 млн (в 1,3 раза больше выручки).

На конец года ставки по займам ГСС варьировались в пределах EURIBOR + 0,9–7% – 11,83% годовых, гласит отчетность компании по МСФО. В 2011 г. были нарушения ковенант по кредитам трех банков. Досрочного погашения они не требовали, говорится в документе. Но убытки и высокие обязательства ГСС указывают на «наличие существенной неопределенности, которая может вызывать значительное сомнение относительно способности компании продолжать непрерывную деятельность», отмечается в аудиторском заключении к отчету (аудитор – KPMG).

ГСС надеется выйти на валовую прибыль в 2013 г. А пока ей помогают владельцы: в ближайшие два года они планируют докапитализацию ГСС, чтобы покрыть стартовые убытки программы SSJ, сообщала компания неделю назад.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать