Мильнер учредил ежегодную премию по физике

Российский бизнесмен Юрий Мильнер, состояние которого Forbes оценил в $1 млрд, учредил ежегодную премию по физике, размер которой почти втрое превышает Нобелевскую
С.Николаев/ Ведомости

Новая премия будет присуждаться за выдающиеся достижения в фундаментальной физике и сопредельных областях, говорится в сообщении Благотворительного фонда Юрия Мильнера. Ежегодно специально созданный Fundamental Physics Prize Foundation (в совет директоров которого входят Мильнер и нобелевский лауреат по физике Стивен Вайнберг) будет определять победителей в двух номинациях: состоявшиеся ученые смогут претендовать на одну премию в $3 млн, а молодые ученые – на три премии по $100 000. Премия может быть разделена между любым количеством ученых и может быть одному и тому же ученому присуждена более одного раза.

Лауреатов премии Мильнера в 2012 г. определил сам Мильнер. Для первого раза это девять ученых, трое из них – выходцы из России (см. врез на www.vedomosti.ru). Все они согласились принять премию (по $3 млн), говорит Мильнер. В дальнейшем присуждать премию будет комиссия, составленная из лауреатов прошлых лет. Выдвижение будет осуществляться открыто, через специальный веб-сайт, который заработает в ближайшее время. Самовыдвижение не допускается. Примерно по таким же принципам работала советская Академия наук и они выдержали испытание временем, говорит Мильнер.

Премия, включая первую выплату в $27 млн, финансируется из личных средств Мильнера. «$3 млн в год – вполне подъемная для меня сумма», – говорит он. Бизнесмен не исключает, что со временем в фонде могут появиться и другие доноры. «Я убежден, что лучшие представители фундаментальной науки должны зарабатывать не хуже, чем, например, биржевые трейдеры», – говорит Мильнер.

Основное отличие Мильнеровской премии от Нобелевской состоит даже не в ее размере – в прошлом году нобелевка по физике составила $1,1 млн. А в том, что Нобелевская премия присуждается только за результаты, нашедшие экспериментальное подтверждение, которого иногда приходится дожидаться десятки лет. Мильнер же убежден, что открытия современной физики достойны внимания, даже если они не подтверждены экспериментом. Его ничуть не пугает то, что экспериментальное подтверждение может так никогда и не найтись. Самые яркие фундаментальные работы двигают науку вперед, ведь даже отрицательный результат способен многому научить людей, работающих в области фундаментальных исследований, объясняет он. Согласно положению о премии особое внимание будет уделяться работам последних лет.

«Хорошо, что успешные бизнесмены обращают внимание на фундаментальные науки, – считает Николай Кудрявцев, ректор МФТИ. – Крупная премия за выдающиеся результаты в области фундаментальной физики способна оказать мотивирующее влияние на сотни и тысячи ученых».

Результаты, достойные $3 млн

Алексей Китаев (Калифорнийский Технологический Институт) За теоретическую идею реализации надёжной квантовой памяти и устойчивых к ошибкам квантовых вычислений при помощи топологических фаз с анионами и изолированными майорановскими модами. Андрей Линде (Стэнфордский Университет) За развитие инфляционной космологии, включая теории новой инфляции, вечной хаотической инфляции и теории инфляционной мультивселенной, и за вклад в развитие механизмов стабилизации вакуума в теории струн. Максим Концевич (Институт перспективных исследований, Франция) За многочисленные работы, благодаря которым плодотворное взаимодействие между современной теоретической физикой и математикой вышло на новый уровень, в том числе за разработку гомологической зеркальной симметрии и новых формул перехода через границы областей стабильности. Нима Аркани-Хамед (Институт прикладных исследований, Принстонский университет) За оригинальный подход к ряду нерешенных проблем в физике элементарных частиц, в том числе за гипотезу о дополнительных размерностях пространства, новые теории бозона Хиггса, новаторское использование суперсимметрии, теории темной материи, а также освоение новых математических структур при вычислении амплитуд рассеивания в теориях калибровочных полей. Алан Гут (Массачуссетский Технологический Институт) За изобретение инфляционной космологии и вклад в теорию генерации космологических флуктуаций плотности, связанных с квантовыми флуктуациями в ранней Вселенной, а также за текущую работу по проблеме определения вероятности в постоянно расширяющемся пространстве-времени. Хуан Малдасена (Институт перспективных исследований, Принстонский университет) За теорию калибровочно-гравитационной дуальности, связывающую физику гравитации в пространстве-времени с квантовой теорией поля на границе пространства-времени. Эта связь подтверждает, что такие понятия, как черные дыры и квантовая механика, совместимы, и разрешает информационный парадокс черной дыры, обнаруженный Хокингом. Натан Сейберг (Институт перспективных исследований, Принстонский университет) За большой вклад в понимание квантовой теории поля и теории струн. его точный анализ суперсимметричных квантовых теорий поля привел к новому и более глубокому пониманию их динамики, с фундаментальными применениями в физике и математике. Ашок Сен (Исследовательский Институт Хариш-Чандра, Аллахабад, Индия) За открытие поразительного факта сильной-слабой дуальности в теориях суперсимметричных струн и калибровочных полей. Это привело к пониманию, что в конечном итоге все теории струн могут быть описаны как разные предельные случаи единой теории. Эдвард Виттен (Институт перспективных исследований, Принстонский университет) За вклад во многие разделы физики, включая новые применения топологии в физике, обнаружение точных дуальных симметрий, применение твисторных струн к амплитудам рассеяния элементарных частиц, обнаружение темной материи, а также применение квантовой теории поля к математике.