Штокмановский проект лишился акционера

Один из акционеров Штокмановского проекта – Statoil вернула свою долю «Газпрому», списав вложенные в проект $354 млн инвестиций. Норвежская компания объясняет это формальностью и надеется остаться в проекте. Но, возможно, «Газпром» уже нашел ей замену
ИТАР-ТАСС

Штокмановское газоконденсатное месторождение

Расположено в Баренцевом море, примерно в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Запасы – 3,8 трлн куб. м газа и 53,4 млн т конденсата (в пределах лицензии «Газпрома»). Проект разбит на несколько фаз, под первую (с годовой добычей 23,7 млрд куб. м) создан оператор Shtokman Development AG. Лицензия остается у «Газпрома». Оператор должен был построить инфраструктуру и владеть ею в течение 25 лет.

Statoil вернула «Газпрому» долю в Shtokman Development AG (оператор первой фазы разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море), рассказал «Ведомостям» представитель норвежской компании Фредрик Норман. По его словам, это произошло после истечения срока действия акционерного соглашения компании-оператора 30 июня.

Из-за этого во II квартале Statoil списала стоимость этой доли – 2,1 млрд норвежских крон (около $354 млн). Компания по-прежнему ведет переговоры с «Газпромом» и надеется участвовать в проекте на выгодных условиях, подчеркивает Норман. Но, по данным «Интерфакса», гендиректор Statoil Хельге Лунд и старший вице-президент компании по Европе и Азии Кюдланд Торгейр уже вышли из совета директоров Shtokman Development.

Shtokman Development была создана в 2008 г. и должна была начать добычу в 2013 г. «Газпрому» принадлежит 51%, французской Total – 25%, Statoil – 24%. «Газпром» имеет право требовать у партнеров вернуть их доли по условиям рамочных соглашений, если до конца их действия не принято окончательное инвестиционное решение по проекту, сообщает «Интерфакс». За четыре года в проект вложено $1,5 млрд, половину внес «Газпром». У Statoil есть право претендовать на компенсацию части затрат, говорит Норман, но их размер не раскрывает. Почему французская компания до сих пор не вернула свою долю, представители «Газпрома» и Total не говорят. Вопрос будет рассматриваться на собрании акционеров Shtokman 30 августа, сообщают «Интерфакс» и «Прайм» со ссылкой на свои источники.

Финдиректор Total Патрик де ля Шевардье в конце июля говорил, что пока не удалось достичь условий, которые сделали бы Штокмановский проект выгодным для всех участников. Окончательное решение по составу партнеров за «Газпромом», но французская компания по-прежнему заинтересована в этом проекте, добавил он.

Принятие инвестиционного решения по Shtokman Development неоднократно откладывалось. Камнем преткновения стала технологическая схема разработки месторождения. Предполагалось, что половина газа будет сжижаться, а вторая пойдет по трубе на берег. Теперь «Газпром» предлагает сжижать весь газ, чтобы сэкономить на береговой инфраструктуре. Партнеры также рассчитывали на многочисленные льготы по налогам и сборам, но так их и не получили.

Все разногласия партнеры хотели уладить на Петербургском экономическом форуме и там же подписать новое соглашение, но этого не произошло. Накануне форума предправления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что в проекте могут появиться новые участники за счет снижения долей Total и Statoil. А уже в ходе форума источник в «Газпроме» сообщил информагентствам, что Statoil предложила «Газпрому» сделать основным иностранным участником проекта англо-голландскую Shell. «Мы рассматриваем возможности расширения сотрудничества с «Газпромом» в других проектах», – сказал вчера представитель российского офиса Shell, но деталей не уточнил.

Выход Statoil некритичен для проекта и не скажется на сроках освоения Штокмана, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Shell с легкостью может занять ее место: компания не уступает норвежцам в опыте работы на подобных месторождениях, к тому же она уже сотрудничает с «Газпромом» по «Сахалину-2». Но по-прежнему главный вопрос – рентабельность проекта, предупреждает Корчемкин. За несколько лет рынок изменился: случилась сланцевая революция в США, открыты огромные запасы в Туркмении, существенно продвинулись технологии в области сжижения газа, поэтому рынок насыщен дешевым топливом на годы вперед. Об этом же в мае в интервью телеканалу Russia Today говорил вице-президент Statoil Питер Меллбай, который подчеркивал, что в нынешних условиях необходимо снизить себестоимость проекта, чтобы он был экономически выгоден.

Очевидно, Statoil так и не удалось договориться с партнерами о стратегии развития Штокмана, замечает аналитик Raiffesenbank Андрей Полищук. К тому же в последнее время компания стала выходить из рискованных долгосрочных проектов (в частности, продала «Лукойлу» долю в разработке иракского месторождения «Западная Курна – 2»), чтобы сосредоточиться на более надежных собственных, добавляет он.