Британский Manchester United со 134-летней историей оценен в $2,3 млрд

IPO на Нью-Йоркской бирже прошло по нижней ценовой границе - это может обрадовать фанатов, недовольных политикой владельцев футбольного клуба - американской семьи Глейзер
Paul Thomas/ Bloomberg

Футбольный клуб Manchester United (MU) разместил свои акции на NYSE по цене ниже расчетной планки ценового диапазона – по $14 вместо ожидавшихся $16-20, выручив от IPO 233,2 млн. Британский клуб со 134-летней историей таким образом оценен в $2,3 млрд. «Вложения в профессиональные спортклубы вообще не слишком доходны, - отмечает эксперт The New York Times, - в этом отношении они ближе к недвижимости». Торги акциями MU стартуют в пятницу. Они и покажут, во сколько инвесторы готовы оценить бизнес, целиком зависящий от отдельных людей, будь это даже нападающий Уэйн Руни или голкипер Дэвид де Хеа. В прошлом сезоне команда проиграла Лигу чемпионов, и уже одно это стоило ей миллионов долларов в продажах прав трансляций, отмечает газета.

Несмотря на то что IPO может не оправдать надежд организаторов, оно стало самым масштабным по объему привлеченных средств в истории клубного спорта, отмечает Reuters. Размещенные 16,7 млн акций разделили поровну основной акционер клуба (американское семейство Глейзер) и собственно Manchester United.

Парадоксальным образом неудачное IPO способно обрадовать фанатов клуба. Их негодование вызвало то, что семейство Глейзер, нарушив обещания, направит на погашение долга Manchester ($650 млн) лишь половину вырученных средств, пишет Marketwatch. Помимо этого IPO дает рыночную оценку клубу для возможной продажи. Прежде за него предлагали намного меньше – по информации Guardian, порядка $1,6 млрд. «Такое ощущение, что выгоду от IPO получат только владельцы, а не болельщики и не акционеры MU, - считает интернет-издание. – По подсчетам фанклуба Manchester United, семейство Глейзер обременило спортклуб $830 млн долга (с процентами) и организовало чрезвычайно недружественное к инвесторам IPO, после которого у владельцев остается 98% голосов».

В начале июля MU опубликовал проспект IPO на NYSE, согласно которому шесть прямых наследников владельца клуба Малколма Глейзера сохранят контроль над компанией. В прошлом году Manchester United уже готовился к IPO на $1 млрд — на бирже Сингапура, но отменил его из-за неблагоприятного состояния рынков.

В сезоне 2010/11, по данным исследовательской компании Futures Data, каждую игру клуба посмотрело в среднем 49 млн человек. Общая выручка клуба за сезон составила 331,4 млн, что на 16% больше, чем в сезоне 2009/10, прибыль — 12,99 млн против убытка в 2010 г. Доходы клуба формируются из трех основных источников: коммерческой деятельности, продажи прав на трансляцию игр и доходов от матчей, говорилось в проспекте.

Компания считает, что именно коммерческие проекты в следующие пять лет обеспечат клубу наиболее быстрый рост доходов. Они в прошлом сезоне составили 103,4 млн фунтов — на 34% больше, чем в предыдущем. В эту сумму входят доходы от спонсорства (54,9 млн фунтов, +34%), продажи атрибутики и лицензионные отчисления (31,3 млн фунтов, +18%). В мире было продано более 5 млн изделий с логотипами Manchester United, отмечает компания. Доходы от новых медиа (видео по запросу и др.) и мобильных приложений выросли на 73% до 17,2 млн фунтов. Пока это всего 5% от выручки, но взрывной рост мобильных технологий и социальных медиа увеличит спрос на контент, что позволит клубу на порядок нарастить доходы от этой деятельности.