РЖД сообщает об отмене десятков пригородных поездов в регионах

У пригородных пассажирских компаний нет денег на организацию перевозок, так как им не платят заказчики - регионы
А.Вильф / РИА Новости

РЖД сообщает об отмене десятков пригородных электричек в регионах. Это объясняется недостатком финансирования пригородных перевозок со стороны правительств субъектов Федерации - заказчиком перевозок. В пресс-релизе компании снижение объемов перевозок пригородными пассажирскими компаниями (ППК) называется вынужденным.

По данным РЖД, ППК выполняют все договорные обязательства, однако необходимых платежей от заказчиков не получают, и у них накапливаются долги за аренду и ремонт подвижного состава, долги по зарплате локомотивным бригадам и другие задолженности. Многим компаниям уже сейчас не на что осуществлять пригородные перевозки, говорится в пресс-релизе. Только по итогам первого полугодия 2012 г. совокупный убыток от пригородных железнодорожных перевозок составил около 4,6 млрд руб., а убыток за 2011 г. превысил 9 млрд руб.

ППК и РЖД неоднократно обращались к властям регионов с призывом исправить ситуацию. Как утверждает РЖД, это было в 2010, 2011 и 2012 гг. и все просьбы остались без внимания. "Это привело к тому, что неисполнение региональными властями обязательств по возмещению потерь доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки грозит не только сокращением маршрутов, но и полным прекращением пригородного сообщения в их регионах", - заявляют в компании. Там отмечают, что законы, регулирующие установление тарифов в сфере пригородных перевозок, созданы и приняты, а проблема остается в том, что "в транспортной политике регионов отсутствует должное внимание к железнодорожному транспорту". При том что пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта в регионах составляет от 5% до 30% в общем пассажиропотоке, на железнодорожный транспорт выделяется лишь от 0,01% до 0,7% денежных средств из бюджетных разделов "Транспорт" и "Дорожное хозяйство", говорится в пресс-релизе. В качестве примера приводятся данные Росстата по Белгородской области: в 2011 г. регион выделил на транспорт и дорожное хозяйство свыше 11 млрд руб., из них на пригородные железнодорожные перевозки только 10,6 млн руб. при потребности в 186,7 млн руб.

РЖД напоминает, что с 20 августа ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" вынуждено отменить около 30 пригородных пассажирских поездов в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Республике Карелии. Финансовое положение этой ППК РЖД называет "критическим" и сообщает, что ей угрожает ликвидация. В регионах ее обслуживания будет также сокращаться периодичность курсирования и составность пригородных поездов.

С 23 августа по той же причине ОАО "ППК "Черноземье"" сократит 50 маршрутов пригородных поездов по территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, а также Пензенской и Саратовской областей.

С 1 сентября ОАО "Свердловская пригородная компания" отменяет шесть пригородных поездов в Курганской области: областная администрация с начала года вообще ничего не выплатила этой ППК.

ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" (СППК) изучает возможности снижения объемов перевозок в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Ивановской областях и Республике Коми, сообщает РЖД. По данным ГТРК "Ярославия", в области сокращать электрички будут в течение полугода. Первый замгендиректора СППК Андрей Шеленков заявил, что, по подсчетам перевозчика, себестоимость перевозок составляет порядка 37 руб. за пассажиро-километр. По его словам, правительство Ярославской области установило стоимость проезда по тарифу 10 руб. за пассажиро-километр, сейчас это "самая низкая цена на любое транспортное предложение в Ярославской области".

РЖД напоминает, что если регион устанавливает тариф на проезд ниже экономически обоснованного, то он обязан компенсировать перевозчику убытки. Эти затраты должны быть заложены в бюджете региона. По данным компании, в этом году из 73 регионов только 18 полностью покрывают выпадающие доходы ППК (причем в пяти регионах из 18 компенсации не требуются). В Тверской, Вологодской, Ленинградской областях и Приморском крае компенсации вовсе не предусматриваются.

Региональные чиновники объясняют, что не платят из-за непрозрачности структуры затрат ППК, пишет "Коммерсантъ". Недавно на межрегиональном совещании директор департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Наталья Шапошникова заявила, что чиновники не могут объективно оценить размер выпадающих затрат ППК, так как нет единой методологии расчета затрат по аренде подвижного состава.

Проблемы начались в связи с передачей в 2010-2011 гг. пригородных перевозок от РЖД специально образованным ППК. ППК создавались регионами совместно с РЖД ради прекращения перекрестного субсидирования пригорода за счет доходов от грузовых перевозок. По данным Росстата, во второй половине 2000-х гг. убыточность для пригородных поездов колебалась в пределах 50-60%.

Сейчас объем поддержки пригородных железнодорожных перевозок со стороны госбюджета составляет 25 млрд руб., писали "Московские новости". В проекте бюджета на 2013–2015 гг., который сейчас разрабатывается, субсидию на эти перевозки предлагается снизить в 2014 г. до 12,5 млрд руб., в 2015-м — до 6,25 млрд руб., заявил вице-президент РЖД Михаил Акулов. В дальнейшем Минфин собирается полностью переложить на региональные бюджеты компенсацию разницы между тарифами и экономически обоснованными расходами ППК. ФАС недавно предложила передать регулирование пригородных перевозок от региональных тарифных органов на федеральный уровень, чтобы регионы не замещали простые электрички более дорогими поездами повышенной комфортности.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать