РЖД сообщает об отмене десятков пригородных поездов в регионах

У пригородных пассажирских компаний нет денег на организацию перевозок, так как им не платят заказчики - регионы
А.Вильф/ РИА Новости

РЖД сообщает об отмене десятков пригородных электричек в регионах. Это объясняется недостатком финансирования пригородных перевозок со стороны правительств субъектов Федерации - заказчиком перевозок. В пресс-релизе компании снижение объемов перевозок пригородными пассажирскими компаниями (ППК) называется вынужденным.

По данным РЖД, ППК выполняют все договорные обязательства, однако необходимых платежей от заказчиков не получают, и у них накапливаются долги за аренду и ремонт подвижного состава, долги по зарплате локомотивным бригадам и другие задолженности. Многим компаниям уже сейчас не на что осуществлять пригородные перевозки, говорится в пресс-релизе. Только по итогам первого полугодия 2012 г. совокупный убыток от пригородных железнодорожных перевозок составил около 4,6 млрд руб., а убыток за 2011 г. превысил 9 млрд руб.

ППК и РЖД неоднократно обращались к властям регионов с призывом исправить ситуацию. Как утверждает РЖД, это было в 2010, 2011 и 2012 гг. и все просьбы остались без внимания. "Это привело к тому, что неисполнение региональными властями обязательств по возмещению потерь доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки грозит не только сокращением маршрутов, но и полным прекращением пригородного сообщения в их регионах", - заявляют в компании. Там отмечают, что законы, регулирующие установление тарифов в сфере пригородных перевозок, созданы и приняты, а проблема остается в том, что "в транспортной политике регионов отсутствует должное внимание к железнодорожному транспорту". При том что пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта в регионах составляет от 5% до 30% в общем пассажиропотоке, на железнодорожный транспорт выделяется лишь от 0,01% до 0,7% денежных средств из бюджетных разделов "Транспорт" и "Дорожное хозяйство", говорится в пресс-релизе. В качестве примера приводятся данные Росстата по Белгородской области: в 2011 г. регион выделил на транспорт и дорожное хозяйство свыше 11 млрд руб., из них на пригородные железнодорожные перевозки только 10,6 млн руб. при потребности в 186,7 млн руб.

РЖД напоминает, что с 20 августа ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" вынуждено отменить около 30 пригородных пассажирских поездов в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Республике Карелии. Финансовое положение этой ППК РЖД называет "критическим" и сообщает, что ей угрожает ликвидация. В регионах ее обслуживания будет также сокращаться периодичность курсирования и составность пригородных поездов.

С 23 августа по той же причине ОАО "ППК "Черноземье"" сократит 50 маршрутов пригородных поездов по территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, а также Пензенской и Саратовской областей.

С 1 сентября ОАО "Свердловская пригородная компания" отменяет шесть пригородных поездов в Курганской области: областная администрация с начала года вообще ничего не выплатила этой ППК.

ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" (СППК) изучает возможности снижения объемов перевозок в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Ивановской областях и Республике Коми, сообщает РЖД. По данным ГТРК "Ярославия", в области сокращать электрички будут в течение полугода. Первый замгендиректора СППК Андрей Шеленков заявил, что, по подсчетам перевозчика, себестоимость перевозок составляет порядка 37 руб. за пассажиро-километр. По его словам, правительство Ярославской области установило стоимость проезда по тарифу 10 руб. за пассажиро-километр, сейчас это "самая низкая цена на любое транспортное предложение в Ярославской области".

РЖД напоминает, что если регион устанавливает тариф на проезд ниже экономически обоснованного, то он обязан компенсировать перевозчику убытки. Эти затраты должны быть заложены в бюджете региона. По данным компании, в этом году из 73 регионов только 18 полностью покрывают выпадающие доходы ППК (причем в пяти регионах из 18 компенсации не требуются). В Тверской, Вологодской, Ленинградской областях и Приморском крае компенсации вовсе не предусматриваются.

Региональные чиновники объясняют, что не платят из-за непрозрачности структуры затрат ППК, пишет "Коммерсантъ". Недавно на межрегиональном совещании директор департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Наталья Шапошникова заявила, что чиновники не могут объективно оценить размер выпадающих затрат ППК, так как нет единой методологии расчета затрат по аренде подвижного состава.

Проблемы начались в связи с передачей в 2010-2011 гг. пригородных перевозок от РЖД специально образованным ППК. ППК создавались регионами совместно с РЖД ради прекращения перекрестного субсидирования пригорода за счет доходов от грузовых перевозок. По данным Росстата, во второй половине 2000-х гг. убыточность для пригородных поездов колебалась в пределах 50-60%.

Сейчас объем поддержки пригородных железнодорожных перевозок со стороны госбюджета составляет 25 млрд руб., писали "Московские новости". В проекте бюджета на 2013–2015 гг., который сейчас разрабатывается, субсидию на эти перевозки предлагается снизить в 2014 г. до 12,5 млрд руб., в 2015-м — до 6,25 млрд руб., заявил вице-президент РЖД Михаил Акулов. В дальнейшем Минфин собирается полностью переложить на региональные бюджеты компенсацию разницы между тарифами и экономически обоснованными расходами ППК. ФАС недавно предложила передать регулирование пригородных перевозок от региональных тарифных органов на федеральный уровень, чтобы регионы не замещали простые электрички более дорогими поездами повышенной комфортности.