«Домодедово» не согласно со схемой объединения активов Московского авиаузла

Владельцы аэропорта «Домодедово» пытаются повлиять на фактически принятое президентом решение объединить государственные активы Московского авиаузла
A.Zemlianichenko/ Jr.Bloomberg

Президент Владимир Путин согласовал схему объединения активов Московского авиаузла. Помощник президента Игорь Левитин в письме Путину от 11 июля 2012 г. (копия есть у «Ведомостей») предложил создать единую компанию на базе федерального имущества – наземной инфраструктуры Московского авиаузла, акций операторов аэропортов, средств федерального бюджета на развитие авиаузла и т. д., – а также поручить правительству разработать пакет необходимых документов в срок до 15 ноября 2012 г. и создать рабочую группу под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Путин наложил резолюцию: «Согласен. Медведеву Д. А. – прошу поддержать».

Если терминалы «Внуково» и «Шереметьево» будут объединены со всеми тремя аэродромами, аэропорту «Домодедово» придется арендовать аэродром у конкурента – и с ним же согласовывать строительство новой взлетно-посадочной полосы.

Решение о создании аэропортовой госкомпании правительство будет принимать в сентябре, знает чиновник правительства, заседание пройдет у Шувалова.

«Домодедово» против такой схемы. 31 июля 2012 г. исполнительный директор «Домодедово» Денис Нуждин отправил одинаковые письма (текст есть у «Ведомостей») замминистра экономического развития Олегу Савельеву и помощнику президента Эльвире Набиуллиной. Объединение трех аэродромов Москвы в госкомпанию требует серьезного переосмысления и корректировки, пишет он.

Представитель Минэкономразвития на запрос «Ведомостей» не ответил. В «Домодедово» письмо подтвердили и сообщили, что ответа на него пока не было.

Создавая госкомпанию, Минтранс и Росавиация основываются на заниженном прогнозе роста пассажиропотока, пишет Нуждин: по расчетам «Прогресстеха», к 2020 г. через Московский авиаузел будет проходить 100–105 млн человек в год, «Аэропроект» дает цифру еще выше – 130 млн. Пропускная способность авиаузла достигнет максимум 95 млн пассажиров: 15 млн – «Внуково», 35 млн – «Шереметьево» и 45 млн – «Домодедово», уверяет Нуждин, а Росавиация ошибочно оценивает ее в 150 млн. Надвигается коллапс, предрекает Нуждин, ситуацию ухудшает саботаж Росавиацией строительства взлетно-посадочной полосы в «Домодедово» – оно должно было начаться еще в июне; к 2016 г. «Домодедово» может остаться с одной полосой. А в «Шереметьево», продолжает Нуждин, третья полоса появится в 2018 г. из-за земельного конфликта, но и она вряд ли обеспечит потребности растущего пассажиропотока.

Представитель Росавиации не сомневается, что ее прогноз верен: дело не только в новых полосах, но и в модернизации системы организации воздушного движения.

Прогноз, что в «Шереметьево» третья полоса не появится раньше 2018 г., надуман, говорит человек, знакомый с ходом ее строительства: можно успеть к 2015 г. Проект идет по плану, вторит ему представитель генподрядчика – «Трансстроя»: из 470 га, необходимых для полосы, строить можно уже на 311 га.

Нуждин критикует все варианты работы будущей аэропортовой госкомпании. Вариант № 1 предполагает концессионную схему – но тогда нужно согласие арендаторов аэродромного имущества на прекращение отношений: не факт, что все аэропорты согласятся. По варианту № 2 в условия аренды входит обязательство арендатора реконструировать имущество аэродромов (по этому сценарию уже работает «Внуково») – но тогда аэропорты не развиваются, так как создание новых объектов по закону не может быть обязанностью арендатора. Вариант № 3 предусматривает вхождение в госкомпанию инвестора, но так можно потерять контроль над стратегическими объектами – аэропортами.

Нуждин также высказывает опасение, что внесение в госкомпанию «Внуково» и «Шереметьево» целиком и только аэродромного комплекса «Домодедово» может привести к дискриминации при финансировании последнего.

Аэропортовой госкомпании, по мнению Нуждина, потребуется строительство новых полос и увеличение тарифа в 2013 г. на 322%, в 2029 г. на 243%, в 2039 г. на 277% по сравнению с нынешним, установленным Федеральной службой по тарифам. До 2043 г. билеты подорожают в 7,5 раза, предупреждает Нуждин, Московский авиаузел потеряет до 176,5 млн пассажиров (расчет по рекомендациям IATA). Если сохранять тарифы, нужны субсидии – 861,1 млрд руб. до 2043 г. А значит, и декларируемая задача исключения бюджетного финансирования госкомпании не будет исполнена, резюмирует он.

Объединение, предупреждает Нуждин, приведет к устранению конкуренции – основного драйвера развития аэропортов Москвы – и к региональной монополии. Чтобы всего этого не допустить, Нуждин предлагает незамедлительно начать строить взлетно-посадочную полосу в «Домодедово» и исходить из реальных прогнозов пассажиропотока.

Председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев считает, что эти расчеты – страшилка для чиновников: даже при сегодняшних тарифах госкомпания приносила бы бюджету миллиарды: выручка трех аэродромов за 2011 г. – 4,086 млрд руб., а их содержание – 3 млрд руб. Коллеги отмечают, что пропускная способность «Внуково» – 15 млн пассажиров в год, продолжает Ванцев, но тесты показали, что около 30 млн. А значит, прогнозы Росавиации, по крайней мере в части «Внуково», верны. В Московском авиаузле не три аэропорта – есть еще «Жуковский», «Кубинка», «Быково», указывает Ванцев, а довод, будто из-за объединения аэродромов Москвы уйдет конкуренция, сомнителен: и сейчас эти активы у государства и им же управляются.

«Домодедово» можно понять, говорит директор Infomost Борис Рыбак: аэропорту грозит пересмотр договора аренды, самого выгодного в отрасли (см. врез на стр. 01). В затянувшихся переговорах с правительством и в выжидательной позиции аэропорта потеряно главное – интерес владельцев «Домодедово» к опережающему развитию, как это было раньше, резюмирует Рыбак.