«Домодедово» не согласно со схемой объединения активов Московского авиаузла
Владельцы аэропорта «Домодедово» пытаются повлиять на фактически принятое президентом решение объединить государственные активы Московского авиаузлаПрезидент Владимир Путин согласовал схему объединения активов Московского авиаузла. Помощник президента Игорь Левитин в письме Путину от 11 июля 2012 г. (копия есть у «Ведомостей») предложил создать единую компанию на базе федерального имущества – наземной инфраструктуры Московского авиаузла, акций операторов аэропортов, средств федерального бюджета на развитие авиаузла и т. д., – а также поручить правительству разработать пакет необходимых документов в срок до 15 ноября 2012 г. и создать рабочую группу под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Путин наложил резолюцию: «Согласен. Медведеву Д. А. – прошу поддержать».
Если терминалы «Внуково» и «Шереметьево» будут объединены со всеми тремя аэродромами, аэропорту «Домодедово» придется арендовать аэродром у конкурента – и с ним же согласовывать строительство новой взлетно-посадочной полосы.
Решение о создании аэропортовой госкомпании правительство будет принимать в сентябре, знает чиновник правительства, заседание пройдет у Шувалова.
«Домодедово» против такой схемы. 31 июля 2012 г. исполнительный директор «Домодедово» Денис Нуждин отправил одинаковые письма (текст есть у «Ведомостей») замминистра экономического развития Олегу Савельеву и помощнику президента Эльвире Набиуллиной. Объединение трех аэродромов Москвы в госкомпанию требует серьезного переосмысления и корректировки, пишет он.
Представитель Минэкономразвития на запрос «Ведомостей» не ответил. В «Домодедово» письмо подтвердили и сообщили, что ответа на него пока не было.
Создавая госкомпанию, Минтранс и Росавиация основываются на заниженном прогнозе роста пассажиропотока, пишет Нуждин: по расчетам «Прогресстеха», к 2020 г. через Московский авиаузел будет проходить 100–105 млн человек в год, «Аэропроект» дает цифру еще выше – 130 млн. Пропускная способность авиаузла достигнет максимум 95 млн пассажиров: 15 млн – «Внуково», 35 млн – «Шереметьево» и 45 млн – «Домодедово», уверяет Нуждин, а Росавиация ошибочно оценивает ее в 150 млн. Надвигается коллапс, предрекает Нуждин, ситуацию ухудшает саботаж Росавиацией строительства взлетно-посадочной полосы в «Домодедово» – оно должно было начаться еще в июне; к 2016 г. «Домодедово» может остаться с одной полосой. А в «Шереметьево», продолжает Нуждин, третья полоса появится в 2018 г. из-за земельного конфликта, но и она вряд ли обеспечит потребности растущего пассажиропотока.
Представитель Росавиации не сомневается, что ее прогноз верен: дело не только в новых полосах, но и в модернизации системы организации воздушного движения.
Прогноз, что в «Шереметьево» третья полоса не появится раньше 2018 г., надуман, говорит человек, знакомый с ходом ее строительства: можно успеть к 2015 г. Проект идет по плану, вторит ему представитель генподрядчика – «Трансстроя»: из 470 га, необходимых для полосы, строить можно уже на 311 га.
Нуждин критикует все варианты работы будущей аэропортовой госкомпании. Вариант № 1 предполагает концессионную схему – но тогда нужно согласие арендаторов аэродромного имущества на прекращение отношений: не факт, что все аэропорты согласятся. По варианту № 2 в условия аренды входит обязательство арендатора реконструировать имущество аэродромов (по этому сценарию уже работает «Внуково») – но тогда аэропорты не развиваются, так как создание новых объектов по закону не может быть обязанностью арендатора. Вариант № 3 предусматривает вхождение в госкомпанию инвестора, но так можно потерять контроль над стратегическими объектами – аэропортами.
Нуждин также высказывает опасение, что внесение в госкомпанию «Внуково» и «Шереметьево» целиком и только аэродромного комплекса «Домодедово» может привести к дискриминации при финансировании последнего.
Аэропортовой госкомпании, по мнению Нуждина, потребуется строительство новых полос и увеличение тарифа в 2013 г. на 322%, в 2029 г. на 243%, в 2039 г. на 277% по сравнению с нынешним, установленным Федеральной службой по тарифам. До 2043 г. билеты подорожают в 7,5 раза, предупреждает Нуждин, Московский авиаузел потеряет до 176,5 млн пассажиров (расчет по рекомендациям IATA). Если сохранять тарифы, нужны субсидии – 861,1 млрд руб. до 2043 г. А значит, и декларируемая задача исключения бюджетного финансирования госкомпании не будет исполнена, резюмирует он.
Объединение, предупреждает Нуждин, приведет к устранению конкуренции – основного драйвера развития аэропортов Москвы – и к региональной монополии. Чтобы всего этого не допустить, Нуждин предлагает незамедлительно начать строить взлетно-посадочную полосу в «Домодедово» и исходить из реальных прогнозов пассажиропотока.
Председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев считает, что эти расчеты – страшилка для чиновников: даже при сегодняшних тарифах госкомпания приносила бы бюджету миллиарды: выручка трех аэродромов за 2011 г. – 4,086 млрд руб., а их содержание – 3 млрд руб. Коллеги отмечают, что пропускная способность «Внуково» – 15 млн пассажиров в год, продолжает Ванцев, но тесты показали, что около 30 млн. А значит, прогнозы Росавиации, по крайней мере в части «Внуково», верны. В Московском авиаузле не три аэропорта – есть еще «Жуковский», «Кубинка», «Быково», указывает Ванцев, а довод, будто из-за объединения аэродромов Москвы уйдет конкуренция, сомнителен: и сейчас эти активы у государства и им же управляются.
«Домодедово» можно понять, говорит директор Infomost Борис Рыбак: аэропорту грозит пересмотр договора аренды, самого выгодного в отрасли (см. врез на стр. 01). В затянувшихся переговорах с правительством и в выжидательной позиции аэропорта потеряно главное – интерес владельцев «Домодедово» к опережающему развитию, как это было раньше, резюмирует Рыбак.