Присоединение России к ВТО может стимулировать торговые войны

Присоединение России к ВТО может стимулировать торговые войны – и у отечественных, и у иностранных компаний появились новые способы защиты своих интересов. От Москвы могут потребовать отменить утилизационный сбор на ввозимые иномарки

Со вчерашнего дня Россия – 156-й член ВТО. Присоединение к торговой организации растянулось на 17 лет.

Членство в ВТО открывает внутренний рынок для импорта, но и против российских экспортеров дискриминационные меры теперь недопустимы. По подсчетам Минэкономразвития, их ежегодные потери от ограничений достигали $2 млрд.

Теперь отечественный производитель, считающий, что его интересы ущемляются другими членами ВТО, может защищаться через секретариат ВТО. Правда, по правилам организации инициировать расследование вправе только правительства, поэтому компаниям нужно жаловаться в Минэкономразвития. Поводом могут быть, например, антидемпинговые пошлины, различные нетарифные ограничения и т. д. Для рассмотрения дела создается третейская группа, ее результаты можно оспорить в специальном апелляционном органе.

В среднем споры растягиваются на 1–3 года, объясняет замдиректора департамента Минэкономразвития Екатерина Майорова: если мера будет признана не соответствующей правилам ВТО, правительству будет рекомендовано поправить ее или отменить. «Если рекомендация не будет выполнена, Россия сможет ввести ответные меры», – добавляет она.

Больше всего дискриминационных мер применяется против металлургической и химической отраслей, отмечает Майорова. Согласно апрельскому мониторингу Минэкономразвития в отношении российских товаров за рубежом действуют 72 ограничительные меры, в основном антидемпинговые пошлины и тарифные квоты (см. врез).

НЛМК будет использовать все доступные способы защиты своих интересов, однако в ВТО можно оспорить только те меры, которые были приняты после вступления в ВТО, говорит представитель компании Антон Базулев. Дискриминационную пошлину на импорт трансформаторной стали в Китай нужно было оспаривать в 2010 г., когда китайцы ее вводили, отмечает он: «Это успешно удалось США, а мы были вынуждены обратиться в китайский суд (решения пока нет. – «Ведомости»)». Через ВТО можно оспорить любую дискриминационную меру, в том числе давно действующую, не согласна Майорова: «Действительно, некоторые в ВТО считают иначе, мы же считаем, что у нас есть весь необходимый правовой инструментарий». Другой чиновник Минэкономразвития признает, что вопрос спорный, но обещает, что Россия постарается оспорить и уже действующие меры.

В «Еврохиме» от комментариев отказались, с представителем «Уралкалия» связаться не удалось. Сотрудник одной из компаний химической промышленности объясняет, что даже при наличии барьеров на зарубежных рынках импортная маржа выше внутренней из-за поставок удобрений отечественным фермерам по ценам ниже рыночных в 2 раза. «Мы вряд ли будем активно жаловаться – есть риски попасть на более серьезные санкции», – полагает собеседник «Ведомостей».

Эксперты не исключают, что и Россию могут обвинить в дискриминационных мерах. Например, введение утилизационного сбора (см. врез) может нарушать принцип национального режима – импортный товар, попавший на территорию государства – члена ВТО, де-факто обладает статусом национального, отмечает профессор РЭШ Наталья Волчкова. Могут возникнуть проблемы, признает сотрудник Минэкономразвития: «Но могут и не возникнуть, если удастся доказать, что фискальная нагрузка на импортируемые и отечественные автомобили одинаковая». Высокопоставленный сотрудник правительства надеется, что возможное разбирательство затянется на несколько лет и правительству удастся обеспечить иностранным автоконцернам льготные условия работы в России до 2018 г., когда у них истекают соглашения по промсборке.