Компании избавляются от кризисных кредитов под госгарантии

Заемщики и банки сами отказываются от услуги государства - слишком пристальный контроль
Fotolia

Госгарантии — замечательный инструмент, но чтобы он стал более эффективным, его необходимо сделать лучше работающим, а процедуру получения гарантий — менее бюрократизированной, замечал зампред правления Альфа-банка Илья Поз: «Все наши клиенты, которые хотели получить госгарантии, сталкивались именно с такими сложностями».

Первой такой компанией стал ЧТПЗ с долгом в 113,2 млрд руб. на конец 2011 г. (по отчетности компании по МСФО). Кредиты обеспечены как акциями ЧТПЗ (86,4%), так и бумагами основных производственных активов (70% Первоуральского новотрубного завода, 95% плюс 1 акция входящей в «Римеру» компании «Алнас», а также 100% акций торговых компаний «Метрис» и «Уралтрубосталь»). Реструктуризацией долга ЧТПЗ занимаются Сбербанк и Райффайзенбанк. Всего в пуле 20 банков — кредиторов ЧТПЗ. Пик выплат по кредитам как раз пришелся на 2012 г. — компания должна была вернуть банкам $819 млн (26,3 млрд руб. по текущему курсу), следует из презентации одного из организаторов IPO — Газпромбанка.

Компании, привлекавшие кредиты под госгарантии, избавляются от кризисных долгов. Портфель кредитов, выданных Сбербанком в кризисном 2009 году под госгарантии, сократился в три раза и составляет около 50 млрд руб., следует из статистики банка. То есть прошли досрочные погашения кредитов и высвобождения гарантий (притом что гарантии выдавались под пятилетние кредиты), поясняет замдиректора департамента по работе с крупнейшими клиентами Сбербанка Татьяна Сахарова.

В 2009 и 2010 гг. на госгарантии в федеральном бюджете было заложено по 300 млрд руб., использовано меньше половины. Системообразующие предприятия могли вносить госгарантии в качестве обеспечения 50% кредита, предприятия ОПК — до 70%. Одна гарантия могла составить от 150 млн руб. до 10 млрд руб. и предоставлялась на срок от полугода до пяти лет. Остальную часть обеспечения компания должна предоставить сама — оборудованием, акциями и прочим.

За такую помощь компании должны были обеспечить прозрачность, гарантировать исполнение обязательств при увольнении работников, сохранить рабочие места для инвалидов и отменить бонусы топ-менеджменту.

При улучшении финансового состояния предприятия и заемщики, и кредиторы могут пойти на отказ от госгарантии. Ее наличие накладывает существенные ограничения на деятельность, говорит Сахарова. Ни одно изменение к кредитному договору, обеспеченному госгарантией, не может быть оформлено без согласования с Минфином (через ВЭБ – агента Минфина), поясняет она: "Это естественно, снижает гибкость банка в работе с заемщиком".

В Сбербанке были случаи расторжения таких договоров - "либо финансовое положение компании стало устойчивым, либо у них появлялся достаточный объем ликвидного обеспечения». Потенциально есть и негативный аспект - госгарантии снижают резервы, создаваемые банком под ссуду - однако по факту это компенсируется: "Улучшение финансового состояния, в свою очередь, также снижает резервы".

У Сбербанка есть и новые кредиты, выданные под госгарантии в 2010-2011 гг. — остаток на первое августа примерно 70 млрд руб. Это уже не антикризисная программа, а скорее проекты, поддерживаемые государством ввиду социальной и экономической значимости, поясняет Сахарова.

В бюджете этого года для компаний, реализующих инвестпроекты, предусмотрено 107 млрд руб. и 26 млрд руб. уже выделено. Остальная сумма господдержки еще не распределена. Отбором предприятий, претендующих на господдержку, займутся межведомственные комиссии при Минфине и Минэкономразвитии, а также правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Правительство предоставит ЧТПЗ гарантии для рефинансирования долга в течение ближайших месяцев, говорил министр экономического развития Андрей Белоусов. Работа находится в завершающей стадии: «Нужно оценить обеспечение, которое компания должна предоставить банкам, а вот на разницу правительство предоставит госгарантии».