В российских авиакомпаниях могут появиться иностранные пилоты

В российских авиакомпаниях могут появиться иностранные пилоты – такое нововведение Минтранс намерен предложить правительству. Авиаперевозчики – за, сами пилоты – против
Bloomberg

Министр транспорта Максим Соколов оценивает дефицит пилотов в России в 1000 человек. «А результат любого дефицита – возникновение монопольно высоких цен, в данном случае мы говорим о зарплатах летного состава, – продолжает министр. – Поэтому я поддерживаю идею о допуске иностранных пилотов к работе в российских авиакомпаниях». К быстрым результатам это не приведет, считает Соколов, в мире из-за роста авиаперевозок тоже наблюдается дефицит пилотов – но по крайней мере это позволит гармонизировать российское трудовое законодательство с международным.

Российские авиакомпании восприняли новость с радостью. Представитель «Аэрофлота» заявил, что у них дефицит около 150 пилотов. А тех, кого выпускают летные училища (около 500 в год), нужно доучивать: у них нет навыков управления современной гражданской техникой. «Несколько лет просим привлечь хотя бы русскоговорящий персонал из СНГ. Но до сих пор эта инициатива не встречала поддержки властей», – сетует представитель «Аэрофлота».

Допуск иностранных пилотов прямо запрещает статья 56 Воздушного кодекса. За последние три года прием курсантов на летные специальности увеличен вдвое по сравнению с 2007 г. Планируется принять специальную программу подготовки пилотов для региональной авиации с объемом финансирования 500 млн руб. Но всего этого недостаточно, уверен министр, надо отменять статью 56.

В марте из-за кадрового дефицита «Аэрофлот» решил премировать пилотов (200000 руб.), если те приведут знакомых специалистов в авиакомпанию. Единовременная помощь при приеме на работу действующих командиров воздушных судов А330 и А320 достигает 400000 руб. Перевозчик готов брать на себя компенсацию расходов, связанных с досрочным прекращением трудового договора на прежнем месте работы.

Сотрудник крупной российской авиакомпании возмущается: проштрафившиеся пилоты, даже замеченные в нетрезвом виде, быстро находят себе работу в другой авиакомпании.

В прошлом году международное агентство Ascend внесло Россию в список самых опасных стран для авиапассажиров. Большинство авиакатастроф в 2011 г. произошло именно по вине летного персонала. Летчики перерабатывают и просто устают, объясняет сотрудник крупной авиакомпании.

«Штат летного департамента «Трансаэро» укомплектован в полном соответствии с программой полетов. Но ежегодно отрасль нуждается в притоке порядка 800 новых пилотов», – говорит представитель «Трансаэро». В качестве одной из мер поддержки российской гражданской авиации, считает он, было бы целесообразно внести изменения в Воздушный кодекс и разрешить набирать в летные экипажи иностранных граждан, в первую очередь из СНГ.

Генеральный директор авиакомпании «Ютэйр» Андрей Мартиросов уверяет, что привлечение иностранцев не приведет к падению зарплат летного состава, а позволит авиакомпаниям развиваться.

Представитель «Сибири» от комментариев отказался.

Сотрудник крупной авиакомпании из СНГ уверен, что интерес к работе в России будет и дефицит удастся восполнить. По его данным, уровень зарплат у белорусских и казахских пилотов – $5000–6000 в месяц. В России в крупных авиакомпаниях пилоты получают в 2 раза больше, а пилоты «Аэрофлота», летающие на SuperJet, зарабатывают до $25000 в месяц. В казахской Air Astana около трети летчиков – иностранцы (США, Канада, Новая Зеландия), а получают они как в «Аэрофлоте», знает он.

Сотрудник крупного российского авиаперевозчика считает, что условия работы пилотов в России лучше, чем в Европе, и сопоставимы с условиями в азиатских авиакомпаниях. Например, отпуск в «Аэрофлоте» – 70 дней, а в европейских авиакомпаниях – 20–30 дней, об этом недавно рассказал гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Нормативы по налету в год в России – около 880 часов, в Европе – 990 часов, в США планируют увеличить до 1000 часов, говорит Савельев.

В 1997 г. на 20 млн перевезенных российских пассажиров приходилось 67000 пилотов.

В 2011 г. на 64 млн – 12000 пилотов, продолжает сотрудник крупного авиаперевозчика: с одной стороны, это приводит к тому, что российские пилоты получают больше, чем топ-менеджмент, а с другой – к переработкам, которые могут в 1,5 раза превышать норматив.

Но дефицит создан искусственно, уверен собеседник. В Европе безработица: в Германии 600 безработных пилотов, Air France в этом году передала по сезонному контракту в Индонезию 450 своих летчиков. Недостаток пилотов, правда, есть в быстро растущих странах Азии и Африки. Но он восполняется за счет европейцев. Например, в Emirates работает в основном летный персонал из США, Европы, Канады, России и с Украины. Если не открыть рынок для иностранцев, заключает сотрудник крупного авиаперевозчика, вряд ли в России удастся снизить стоимость авиабилетов: зарплата летному персоналу составляет в них существенную долю.

Вряд ли в Россию хлынет поток квалифицированных пилотов из-за рубежа, не согласен президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжев (профсоюз защищает интересы пилотов «Аэрофлота»): последние действия авиакомпании, напротив, отпугивают даже российских летчиков. Например, она пролоббировала изменения авиационных правил и на дальних рейсах теперь летают не три, а два пилота.

Из-за одного этого из «Аэрофлота» ушло несколько десятков российских пилотов, вздыхает Дельдюжев: «Мы не боимся конкуренции. Но это антигосударственное предложение. Готовить нужно своих. Еще увеличить набор. У нас много молодых людей, которые могли бы стать пилотами. Переучивать военных летчиков, которых тоже немало». Привлечение персонала из-за рубежа приведет к потере контроля за его качеством и в перспективе – к закрытию существующих летных училищ, уверен руководитель профсоюза.

Уровень подготовки пилотов проверяют сами авиакомпании, резюмирует главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. Инфраструктура крупнейших российских аэропортов готова к принятию иностранных пилотов. Подобный шаг может быть временным, но он позволит восполнить кадровый голод в авиакомпаниях, считает он. Даже по ускоренной программе на переподготовку пилота требуется не один год.