Почему ссорятся «Шереметьево» и «Аэрофлот»

Конфликт «Аэрофлота» с базовым аэропортом «Шереметьево» вызван не только внеплановым ремонтом полосы, но и несогласием аэропорта подписывать с базовым перевозчиком договор о стратегическом партнерстве. «Аэрофлот» предлагает дискриминационные условия для конкурентов, считают сотрудники «Шереметьево»
М. Стулов/ Ведомости

Во вторник «Аэрофлот» заявил о намерении инициировать отставку гендиректора «Шереметьево» Михаила Василенко: аэропорт начал внеплановый ремонт полосы, заранее не предупредив перевозчика. Тот был вынужден отменить 60 рейсов с 1 по 15 октября.

Но оказалось, что у аэропорта и авиакомпании есть еще один повод спорить. Василенко отказался подписывать договор о стратегическом партнерстве с «Аэрофлотом», рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры обеих компаний. Их представители от комментариев отказались. Так же поступил и сам Василенко.

Проект договора носит дискриминационный характер по отношению к другим перевозчикам и грозит аэропорту судебными исками, объясняет сотрудник «Шереметьево». Например авиакомпания просит передать под рейсы «Аэрофлота» и его партнеров по альянсу Sky Team весь Южный сектор «Шереметьво» (терминалы D, E, F), рассказывает собеседник. А из этих терминалов летает 57 авиакомпаний, говорит он, в том числе и второй по величине клиент аэропорта – «Трансаэро», обеспечивающий «Шереметьево» примерно 5% трафика. Ущемлять их – значит идти на нарушение постановления правительства о недискриминационном доступе к услугам естественной монополии, продолжает сотрудник «Шереметьево».

Также «Аэрофлот» просит аэропорт отказывать другим авиакомпаниям в вылете по любому направлению в течение 30 минут до и после рейсов «Аэрофлота», рассказывает другой менеджер «Шереметьево». Это противоречит международной практике, возмущается он: по требованиям IATA аэропорт обязан предоставлять вылет любому перевозчику, если речь об историческом слоте (регулярный рейс, который выполняется не менее двух лет).

Топ-менеджер «Аэрофлота» подтверждает требования компании к «Шереметьево». Это обычная практика взаимодействия аэропорта с базовым перевозчиком, настаивает он. «Аэрофлот» вместе с «дочками» и с партнерами по Sky Team обеспечивает «Шереметьево» около 85% пассажиропотока, отмечает сотрудник авиакомпании, при этом соглашение о стратегическом партнерстве аэропорт заключил с «Трансаэро», а не с базовым перевозчиком. В договоре с «Трансаэро» нет ничего специального или дискриминационного, отвечает сотрудник «Шереметьево». Более того, сейчас с перевозчиком идут переговоры о переходе в Северный сектор, рассказывает он. Там находятся терминалы А (бизнес), В (бывшее Шереметьево-1) и С (откуда летают чартеры). Но вся инфраструктура, в том числе и «Аэроэкспресс», находятся Южном секторе, поэтому вряд ли «Трансаэро» согласится на переход, рассуждает собеседник. Этот вопрос «требует серьезной проработки», сказал лишь представитель «Трансаэро».

Топ-менеджер «Аэрофлота» говорит, что проект договора согласовали председатели советов директоров обеих компаний. Руководитель совета директоров «Шереметьево», гендиректор «ВЭБ капитала» Юрий Кудимов сказал, что будет настаивать на заключении договора между «Аэрофлотом» и «Шереметьево», но на каких условиях – не раскрыл, объяснив, что проект еще обсуждается. Председатель совета «Аэрофлота» Кирилл Андросов на звонки не отвечал.

«Шереметьево» и «Аэрофлоту» все равно придется договариваться – слишком высока зависимость друг от друга, говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», не исключает, что авиакомпания из-за конфликта вновь будет рассматривать вопрос о переходе в «Домодедово». Это скорее лишь переговорная позиция, считает Гусаров, отмечая, что в любом случае договор, дискриминирующий других перевозчиков, может быть оспорен в суде или отменен ФАС.

Если договор поставит «Аэрофлот» в привилегированное положение по отношению к другим перевозчикам, это может быть объектом для разбирательства антимонопольной службы, напомнил руководитель департамента транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.