Виталий Ванцев вложил $200 млн в нефтяной бизнес

Председатель совета директоров и совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев занимается не только авиацией. Как стало известно «Ведомостям», вместе с партнерами он вложил $200 млн в компанию, которая открыла месторождение нефти в Астраханской области с запасами более 140 млн т
Д. Гришкин/ Ведомости

Ванцеву еще с 2010 г. принадлежит доля в компании АФБ, рассказал «Ведомостям» председатель ее совета директоров Борис Богушев. Это подтвердил источник, близкий к Ванцеву. Бизнесмену, по его словам, принадлежит более 50%. Точный размер пакета он называть не стал.

Совладелец «Внуково» сильно рисковал, говорит собеседник «Ведомостей». Два года назад перед сделкой он обещал инвестировать в развитие компании $200 млн: часть средств – заемные, остальные – собственные. Но риск оказался оправданным.

2 октября АФБ защитила на Госкомиссии по запасам (ГКЗ) запасы одной из скважин (Георгиевской) на Тамбовском участке в Астраханской области в объеме более 140 млн т (С1+С2), говорит Богушев. У компании есть и другие акционеры, но это не партнеры Ванцева по «Внуково», говорит знакомый бизнесмена.

АФБ в 2005–2010 гг. проводила геологоразведочные работы на Тамбовском участке, а в 2011 г. выиграла тендер на геологоразведку и добычу подсолевых отложений на этом месторождении, рассказал Богушев. Этот конкурс был признан несостоявшимся, так как на него поступила только одна заявка – от АФБ, но право пользования недрами Тамбовского участка было присуждено именно этой компании, следует из приказа Роснедр (копия есть у «Ведомостей»). За эту лицензию АФБ заплатила 37,8 млн руб., следует из документа.

Площадь участка составляет 700 кв. км, у него очень удобное местоположение со всей необходимой инфраструктурой, отмечает Богушев. За два года после получения лицензии компания выполнила огромный объем работ, который позволил получить данные о достаточно больших запасах нефти и огромных ресурсах, рассказывает он. Причем защищенные на ГКЗ запасы далеко не предел. Георгиевская скважина углубляется, будет значительно увеличена мощность пласта, работы продолжаются на всем участке – в регистрации ГКЗ есть основания для открытия новых запасов.

Добыча начнется примерно через два года, но все будет зависеть от разработки проекта, добавляет близкий к Ванцеву источник. Для дальнейшего развития потребуется еще $1–1,5 млрд, добавляет он.

Стоимость лицензии сравнительно небольшая, но масштабы новых месторождений, как правило, невелики, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Это высокорискованный бизнес, но игра стоит свеч: в нефтяном бизнесе доходность выше, чем в большинстве других областей. На часть мелких месторождений можно получить льготы, к тому же некоторые независимые компании более гибкие операционно и более эффективно работают, а также могут быть объектом приобретения крупных компаний, добавляет он. Сейчас стоит вопрос о поиске соинвесторов, уже ведутся переговоры, говорит Богушев. А источник, близкий к Ванцеву, уточняет, что тот намерен оставаться в этом бизнесе.

Аналитик Номос-банка Денис Борисов говорит, что, если запасы подтвердятся, новое месторождение можно отнести к разряду крупных. Оно будет сопоставимо с геологическими открытиями «Лукойла» на шельфе Каспийского моря. Инвесторы могут развивать подобные крупные месторождения вне зависимости от наличия других нефтегазовых активов – они сами будут окупаться. Если они хотят развиваться самостоятельно, то такую компанию можно было бы вывести на IPO даже до начала добычи. Либо же ее можно продать стратегу. Но главный риск – подтверждение запасов. Если все 140 млн т будут доказаны, компания может стоить порядка $1 млрд, говорит Борисов.