Медведев: Выгод от Киотского протокола Россия получить так и не смогла

С 2004 г. российским компаниям удалось выручить за проданные квоты всего лишь около $600 млн
Дмитрий Медведев/ Д.Гришкин/ Ведомости

Премьер-министр Дмитрий Медведев сомневается, что России выгодно участие в Киотском протоколе, об этом он заявил на сегодняшнем заседании правительства. И значит, "не нужно вопреки здравому смыслу все это волочить", добавил Медведев.

Россия после долгих размышлений ратифицировала протокол в 2004 г. и лишь два года назад включилась в торговлю квотами на выбросы. Заработать на торговле воздухом удалось немного: по оценкам руководителя дирекции углеродного финансирования Сбербанка Всеволода Гаврилова, российским компаниям удалось выручить около $600 млн за проданные квоты. Российский бизнес мог бы выставить на рынок значительно больше, уверен он. Объем выбросов значительно меньше, чем лимит, которого обязалась придерживаться Россия, а значит, и потенциал для торговли квотами огромный, указывает Минэкономразвития.

Но действие Киотского протокола, подписанного еще в 1997 г., истекает в конце года. В ноябре в Дохе пройдет климатическая конференция ООН, где странам предстоит обсудить новое климатическое соглашение на смену Киотскому протоколу. Россия пока не определилась, участвовать ли дальше в борьбе за сокращение выбросов.

Медведев сегодня поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу еще раз проработать вопрос и вновь обсудить его в правительстве.

Но сам премьер настроен скептически: «Если мировое сообщество не договорится, то мы ручкой помашем Киотскому протоколу. Что изменилось-то с тех пор?» – обратился Медведев к Дворковичу. Тот признал, что согласия по новому договору в мире пока нет, а значит, «принятых решений надо придерживаться». Вместо участия в многостороннем соглашении Россия могла бы заключить договор с Евросоюзом (это крупнейший и наиболее углеродный рынок. - «Ведомости»), но энергетические отношения с Европой «непростые», заметил Дворкович, поэтому это слабовероятно.

Пока цены на углеродном рынке падают, а регулирование киотских проектов в России недостаточно эффективно, замечает менеджер компании, участвовавшей в углеродном проекте. «Но российский бизнес только вошел во вкус», – добавляет он.

В Минэкономразвития лежат неутвержденные проекты сокращения выбросов и энергоэффективности, но заработать на продаже выбросов можно только если Россия продолжит участие в киотских механизмах. Минэкономразвития также согласно упростить процедуры для российских компаний и отменить ограничения на объемы выбросов, выставляемых на продажу.

Если Россия не будет участвовать в климатических соглашениях, компании потеряют возможность реализовывать углеродные проекты, а также рискуют столкнуться с «углеродными ограничениями» в торговле: могут вырасти барьеры для продукции, производство которой связано с большим количеством выбросов или расположено в стране, не участвующей в климатических программах. Такие ограничения для неэкологичного импорта уже обсуждаются в Европе.