«Газпром нефть» запустила пилотный проект по добыче сланцевой нефти

«Сланцевая революция» докатилась до России, но применение новой технологии в газовой отрасли «совсем неактуально», утверждает «дочка» газового монополиста
Е.Кузьмина/ Ведомости

«В отличие от сланцевого газа, добыча которого в России совсем неактуальна, направление сланцевой нефти представляет для группы «Газпром» заметный интерес, и мы намерены этим вопросом активно заниматься», - говорится в сообщении «Газпром нефти» со ссылкой на слова председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера. Совет директоров нефтяной «дочки» газового монополиста в минувшую пятницу рассмотрел вопрос о перспективах добычи сланцевой нефти, опыт работы с которой компания приобретет в ходе освоения баженовской свиты на Верхне-Салымском нефтяном месторождении (разрабатывает совместное предприятие «Газпром нефти» и Shell - компания Sаlym Petroleum Development, SPD). Пока для «Газпром нефти» это пилотный проект, говорить о конкретных планах по добыче преждевременно, отметили в пресс-службе компании.

По словам Григория Выгона, директора Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», в России основные перспективы связаны с трудноизвлекаемыми запасами баженовской свиты. «Нужно различать сланцевую нефть - нефть, содержащуюся в высокопродуктивных участках нефтяных сланцев, и кероген - «недозревшую» нефть в практически непроницаемой матрице. Основной потенциал связан как раз с керогеном, которым богата баженовская свита», - говорит собеседник «Ведомостей».

По словам аналитика Raiffeisen Bank Андрея Полищука, в свое время Россия недооценила так называемую «сланцевую революцию» в США и рост добычи привел к падению мировых цен на газ. Масштабное производство сланцевого газа началось в начале 2000-х гг., самый заметный рост зафиксирован в США. К 2010 г. объемы инвестиций в разработку сланцев превысили $21 млрд в год. В 2012 г. стоимость газа в США была ниже, чем в России, которая обладает крупнейшими в мире разведанными запасами газа. В августе 2012 г. замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач подтвердил, что «Газпром» «недооценил масштабы «сланцевой революции», а теперь относится к ней со всей серьезностью». А глава «Базэла» Олег Дерипаска считает, что у России осталось три-четыре года «сытых лет» до реального прихода сланцевого газа и сланцевой нефти, после чего она не сможет быть конкурентной в условиях ВТО.

Выгон отмечает, что в США, Канаде и России пытаются применять термические методы добычи, например внутрипластовое горение, в результате которых кероген превращается в нефть. «Технологическая и экономическая эффективность применения этой технологии пока не доказана. Основная проблема с высокопродуктивными зонами Бажена - сложность их обнаружения. Далее, дебиты быстро снижаются, перспективы применения использования горизонтальных скважин и проведения в них ГРП [гидравлического разрыва пласта] пока не ясны. Минфин потому и готов дать Бажену льготу по НДПИ для отработки соответствующих технологий», - говорит эксперт.

На сегодняшний день добыча сланцевой нефти в США - в Северной Дакоте и на месторождении Баккен - составляет 500 000 баррелей в день. Это превышает суточную добычу Эквадора, наименьшего из производителей ОПЕК, и приближается к показателям Катара, у которого 750 000 баррелей в день. «Растущие цены на нефть и сокращение запасов в традиционных нефтегазоносных провинциях позволяют инвестировать в технологии добычи сланцевой нефти», - отмечает Полищук. По его словам, себестоимость добычи традиционной нефти сегодня в России составляет $3-7 за баррель, нетрадиционной - примерно в два-три раза выше. «Однако через 15 лет традиционные запасы станут еще меньше, поэтому вкладывать в разработку и технологии нужно уже сейчас», - заключает эксперт.