Инвестфонд не даст денег на Кызыл – Курагино

Чиновники сочли строительство железной дороги до Элегестского месторождения угля неэффективным для бюджета и прекратили его финансирование

Дорога Кызыл – Курагино в Туве необходима, чтобы начать разработку Элегестского месторождения коксующегося угля, одного из крупнейших в России. Им владеет Енисейская промышленная компания (ЕПК), принадлежавшая влиятельному тогда сенатору от Тувы Сергею Пугачеву, но после банкротства его Межпромбанка проданная совладельцам Русской медной компании Игорю Алтушкину и Руслану Байсарову.

В 2006 г. дорога была признана приоритетным инвестпроектом: государство согласилось финансировать за счет инвестфонда строительство 147 км, еще 254 км обязалась построить ЕПК. Подряд на строительство государственного участка за 44,3 млрд руб. в конце 2011 г. выиграла «Стройновация», входящая в группу «Сумма», а конкурс на строительство второй части за 93,5 млрд руб. в апреле этого года – НПО «Мостовик». Они начали работы, а теперь чиновники усомнились в целесообразности проекта.

По предложениям Минтранса и Росжелдора правительственная комиссия по приоритетным инвестпроектам 25 октября исключила Кызыл – Курагино из перечня проектов, реализуемых за счет средств инвестфонда, сообщил «Ведомостям» представитель Минрегиона.

Изменить отношение к проекту чиновников заставила выездная проверка: она, по словам, представителя Минтранса, подтвердила, что инвестор не исполняет обязательства, что «вызывает значительный риск потери государственных средств». Представить ЕПК претензии не комментирует, а о решении комиссии компании неизвестно.

Проблемы со строительством дороги есть: «Мостовик» в судах требует от ЕПК вернуть более 800 млн руб. – это невыплаченный аванс и стоимость выполненных подготовительных работ. Договориться о погашении долга пока не удалось, сообщил гендиректор «Мостовика» Олег Шиянов.

Какие работы и на какую сумму выполнила на своем участке «Стройновация», компания не раскрывает. Представитель «Суммы» сказала лишь, что о решении комиссии ей не известно. Если проект лишится финансирования из инвестфонда, договор со «Стройновацией» теоретически можно расторгнуть по соглашению сторон с уплатой компенсации. Если же договор будет расторгнут в одностороннем порядке, скорее всего, подрядчику возместят фактические расходы, указывает руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков.

Без господдержки ЕПК со строительством не справится, считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. По его мнению, история закончится появлением у проекта нового частного инвестора, скорее всего это будет Байсаров. «Учитывая общегосударственное значение данного проекта, его реализация может быть продолжена в другом формате», – сказал представитель Минтранса.