Ритейл может списывать потери от краж, но не более 0,5% от выручки

Минфин готов разрешить торговым сетям списывать потери от краж, но только не более чем на 0,5% от выручки. Ритейлеры недовольны, они рассчитывали на вдвое большую сумму
Е.Кузьмина/ Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Минфин подготовил проект поправок в Налоговый кодекс, разрешающий ритейлерам не платить налог на прибыль с украденного товара. Но списывать ритейлерам разрешат не больше 0,5% от выручки, следует из поправок в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса (копия есть у «Ведомостей»). Представитель Минфина подтвердил эту цифру. Вчера министерство отправило документ на межведомственное согласование, добавил он.

Ритейлеры предложением Минфина недовольны. Топ-менеджер одной из крупнейших розничных сетей вчера убеждал корреспондента «Ведомостей», что в поправках не может идти речь о 0,5%. Он ссылался на решение правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова поддержать предложение Минпромторга о том, чтобы разрешить сетям списывать 1% от выручки. Такая запись действительно содержится в протоколе заседания комиссии от 16 октября (копия есть у «Ведомостей»). «Отказываюсь в это верить, мы ожидали, что здесь будет 1%», — говорит другой собеседник «Ведомостей», участвовавший в подготовке документа со стороны розничных сетей.

Даже цифра в 1% упоминалась на комиссии Шувалова как заведомо более низкая, чем реальные потери сетей, отмечает директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов. Хорошо, что чиновники готовы вывести из-под налогообложения украденные товары, говорит представитель «Дикси» Лаврентий Губин. Но цифра 0,5% не отражает реальных потерь ритейлеров, добавляет он.

Минэкономразвития и Минпромторг не получали поправок, сказали сотрудники их пресс-служб.

Товарные потери — больная тема для розничных торговцев. Они могут не платить 20% налога на прибыль за украденный неизвестными товар только в том случае, если кража подтверждена справкой из полиции, отмечал ранее гендиректор юркомпании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов.

«Магнит» , например, за прошлый год списал $165 млн на кражи и порчу продуктов, говорится в отчетности компании. За 2010 г. «убытки от недостачи товара» были вдвое меньше — $78 млн. Отношение товарных потерь к выручке увеличилось до 1,44% с 1% в 2010 г.

На долю товарных потерь в целом, по оценкам ритейлеров, приходится до 2% выручки: примерно поровну на кражи и порчу товара. Если бы сети могли относить на товарные потери до 1% продаж, это позволило бы сэкономить им в целом 0,9 млрд руб., подсчитала Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ).

Доля от выручки, которая может быть отнесена к товарным потерям, всегда была предметом торга и дискуссий заинтересованных ведомств. Минфин настаивал на 0,5%, а Минпромторг, исторически отстаивавший индустрию торговли, предлагал дать ритейлерам возможность списывать 1-2%.

В большинстве развитых стран ритейлерам разрешают списывать все потери, говорит директор PwC Наталья Козлова. Но и нормирование тоже существует в некоторых странах Восточной Европы. Возможность списания даже части таких затрат «даст дополнительный стимул развитию современных торговых форматов и позитивно скажется на экономике в целом», уверена Кузнецова.