ФАС рассчитывает на помощь абонентов в борьбе с «короткими номерами»

Если вина операторов будет доказана, им придется заплатить штраф в размере 1-1,5% выручки от сервисов, предоставленных без разрешения абонентов
С.Николаев/ Ведомости

«Вымпелком» получил от ФАС только уведомление о дате рассмотрения дела, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Никакой дополнительной информации антимонопольная служба у оператора не запросила, сказала она. «Мегафон» тоже не в курсе, какие именно отношения с контент-провайдерами вызвали вопросы у антимонопольной службы, сообщил его представитель Юлия Дорохина.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обратилась к сотовым абонентам «большой тройки» с просьбой помочь в расследовании дела о «коротких номерах». «В целях полного и всестороннего рассмотрения дела» служба просит предоставить ей содержание входящих sms с коротких номеров, за которые с лицевого счета списывались деньги; детализацию счета, из которой следует, что деньги списывались за входящие sms; а также переписку с сервисной службой оператора или контент-провайдера по списанию денежных средств со счета.

Дело против операторов «большой тройки» весной 2012 г. начало петербургское управление ФАС, а в конце октября расследование стало федеральным. В ведомство поступают многочисленные жалобы абонентов на операторов, списывающих с их счетов плату за услуги, на которые они не подписывались, рассказывал «Ведомостям» руководитель управления ФАС Дмитрий Рутенберг. Операторы объясняют это тем, что оказание таких услуг предусмотрено абонентским договором. Но ФАС считает такую практику противоречащей закону «О защите конкуренции» — навязывание услуг клиентам недопустимо, предупреждает Рутенберг.

ФАС будет разбирать дело 26 ноября — служба уже запросила документы у сотовых операторов и их партнеров — контент-провайдеров. Если вина операторов будет доказана, им придется заплатить штраф в размере 1-1,5% выручки от сервисов, предоставленных без разрешения абонентов за весь период нарушения, говорит Рутенберг.

МТС оказывает услуги своим абонентам с учетом всех требований российского законодательства, в том числе антимонопольного, настаивает ее представитель Валерия Кузьменко. При подключении услуги абонент получает всю необходимую информацию о стоимости услуг и возможных подписках, что предотвращает случайные заказы контента и мошенничество, говорит она. В результате число обращений по поводу контент-мошенничества упало в четыре раза, заявила Кузьменко. По ее словам, в первой половине 2012 г. МТС заблокировала около 700 идентификаторов и более 400 интернет-сайтов, а также вернула абонентам около 30 млн руб. Большая часть этих средств была взыскана с недобросовестных контент-провайдеров, добавляет она.

«Мегафон» в первом полугодии 2012 г. аннулировал около 900 идентификаторов на коротких номерах, которые скрывали за собой десятки тысяч мошеннических сервисов, заблокировал возможность использования коротких номеров более чем на 600 интернет-ресурсах, рассказывает Дорохина. «Мегафон» вернул абонентам, пострадавшим от мошенничества, в 12 раз больше средств, чем в первом полугодии 2011 г., рассказывает она.

Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева уверяет, что у оператора разработана система мер, позволяющих выявлять случаи мошенничества и нарушений договоров контент-провайдерами. А если выясняется, что подписка была активирована без ведома абонента, оператор возвращает абонентам деньги, говорит она. В результате в первом полугодии количество жалоб абонентов «Вымпелкома» на мошенничество снизилось вдвое.

По данным AC&M-Consulting, только во II квартале 2012 г. российские сотовые операторы заработали на дополнительных сервисах (VAS) чуть более 54 млрд руб. Доля VAS в их выручке составила более 29%. МТС заняла 32,8% рынка, «Мегафон» — 32,5%, «Вымпелком» — 27,6%. При этом на мобильный контент пришлось 41,5% выручки операторов от VAS. На втором месте – мобильный доступ в интернет (31,4%), на третьем – передача сообщений (6,3%).