«Газпром» прописал соглашение об обмене активами с BASF

В обмен на допуск к разработке двух участков в Западной Сибири российская монополия получит половину акций трех европейских компаний по сбыту природного газа и одной - по добыче углеводородов в Северном море
Bloomberg

Сегодня Курт Бок, председатель правления BASF, и Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома», подписали юридически обязывающее базовое соглашение по обмену активами.

Оно предусматривает совместное освоение двух участков ачимовских отложений Уренгойского газоконденсатного месторождения в Западной Сибири. Wintershall, 100%-ная "дочка" BASF, получит 25% плюс одну акцию на участках IV и V ачимовских отложений с опцией увеличения долевого участия на обеих залежах до 50%. Wintershall, в свою очередь, полностью передаст «Газпрому» долевое участие в совместных предприятиях по торговле и хранению газа. К ним относится 50%-ная доля участия в компаниях по сбыту природного газа WINGAS, WIEH (Wintershall Erdgashandelshaus Berlin) и WIEE (Wintershall Erdgashandelshaus Zug), включая доли участия в двух подземных хранилищах газа в Германии и одном в Австрии, а также компанию по хранению газа astora. Кроме того, «Газпром» получит 50%-ную долю участия в компании Wintershall Noordzee B.V., которая осуществляет разведку и добычу нефти и газа в южной части Северного моря (Голландия, Великобритания, Дания). Стороны планируют привести соглашение в исполнение к концу 2013 г., с обратным экономическим действием с 1 апреля 2013 г.

В июне стало известно, что BASF предложила «Газпрому» новые активы для обмена. До этого уточненное в октябре 2011 г. рамочное соглашение по обмену активами предусматривало 25%-ное участие Wintershall в освоении четвертого и пятого участков с опционом на увеличение на втором этапе до 50%. В обмен предполагалось, что «Газпром» получит 50%-ную долю в нефтегазовых проектах, реализуемых компанией Wintershall в Северном море. Однако немецкая сторона была недовольна повышенной ставкой НДПИ. Начальник департамента налоговой политики «Газпрома» Карен Оганян заявлял, что BASF направила письмо, в котором сообщалось, что немецкая сторона не заинтересована в продолжении проекта с такими налогами. Однако обмен состоялся.

«Обмен активами соответствует нашей стратегии расширения геологоразведки и добычи нефти и газа посредством органического роста и целенаправленных приобретений, - приводятся слова Бока в сообщении BASF. – Предприняв этот шаг, мы продолжаем развивать наше более чем 20-летнее партнерство. В будущем «Газпром» будет более активно участвовать в сфере торговли и хранения газа, а мы сможем сообща продвигать добычу непосредственно источников сырья».

Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Ведомостям», что российская сторона полностью удовлетворена параметрами сделки. Наличие в сделке денежной составляющей он комментировать не стал.

По словам аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, сделка выгодна для «Газпрома». «Оценить активы, конечно, достаточно трудно. Но исходя из запасов IV и V ачимовских отложений в 2,4 млрд баррелей их стоимости можно оценить примерно в $2,8 млрд исходя из оценки самого «Газпрома» в $1,2 за баррель н. э. запасов», - говорит он. Эксперт напоминает, что исходя из последней объявленной сделки по покупке "Новатэком" 49% «Нортгаза» по оценке примерно $1,7 за баррель н.э. стоимость ачимовских отложений можно оценить в $4 млрд. «Но стоит учесть, что котировки «Газпрома» находятся под давлением. Поэтому мы бы исходили из средней оценки в $1,5 за баррель н. э., или $3,6 млрд за участки ачимовских отложений. Таким образом, стоимость 25% пакета BASF может составить около $1 млрд», - считает собеседник «Ведомостей».

Долю в активах, передаваемых «Газпрому», можно оценить примерно в 1,2 млрд евро ($1,5 млрд), на основе финансовых показателей за 2011 г. «Но стоит учесть ожидания по снижению рентабельности торговых операций на газовом рынке Европы и падение цен. То есть оценки активов могут быть вполне сопоставимы, хоть и доли, передаваемые «Газпрому», кажутся чуть более дорогими», - говорит аналитик. Полищук добавляет, что ценность для "Газпрома" все же не в стоимости активов, а в доступе к конечным потребителям и увеличении своей доли на зарубежных рынках. «Даже если "Газпром" не поставляет собственный газ, он может увеличить маржу трейдинговых операций», - заключает он.